|
Алан Байтенов Теперь, прежде чем получить медицинскую помощь, казахстанцы должны будут пройти процедуру цветовой дифференциации - специально обученные менеджеры в приемном покое установят степень серьезности состояния пациента и присвоят ярлык определенного цвета - зеленого, желтого или красного. Руководители программы обещают, что шулерства не будет. То есть если ты в “красной” зоне, опасной, перепрыгнуть в “зеленую” тебе просто так не дадут. Соответственно, и наоборот. Но вот вопрос - а нужно ли пациенту знать степень тяжести своего состояния? Ведь есть люди, которым красный цвет, в смысле осознание, что все не очень хорошо, жизненных сил не добавляет
Эту инициативу, нам рассказывают врачи, внедряют по всему Казахстану. Сортировку больных, оказывается, разработали в рамках программы ОСМС (Обязательное социальное медицинское страхование), внедрение которой, как мы помним, отодвинули на неопределенный срок. Вот и получается - программа еще не рождена (или мертва, еще не родившись), но уже способна “зарабатывать” деньги в республиканском масштабе. Ниже объясним. А еще метод деления на цвета по состоянию человека убивает главное, в том числе и в традиционной медицине - опыт и интуицию на важнейшей стадии диагностики. Ведь, правда, на такую тяжелую и нудную работу, когда надо обслуживать бесконечный поток больных в приемном покое, а по сути с лету понимать состояние человека сейчас и через некоторое время, опытных специалистов, по понятным причинам, не поставят. Вдруг пациенту станет хуже через пять минут? И ни он, и ни его родные с регламентирующим время и порядок обслуживания цветным браслетом ничего не смогут сделать - мол, есть стандарты и даже не пытайтесь из них выскочить! Видимо, когда за оптимизацию лечебного процесса берутся не врачи по призванию, а чиновники и специально обученное “менеджерье”, им, в принципе, невдомек, что кто-то способен расстроиться, увидев бирку на запястье. Надеемся, никто в здравом уме не будет отрицать наличие такого явления, как психосоматика. Но куда там - у нас же конвейер, поток, оптимизация по принципам, схожим с азиатским автомобильным производством. Только вот там, на производстве, есть отделы по контролю качества продукции. И их действительно боятся, так как ответственность за производственную ошибку и за необоснованное снижение качества продукта страшная. И в первую очередь на моральном уровне - ты подвел концерн, команду. Будет ли подобное с нашим подходом к массовой, популярной медицине, то есть в бездушных требованиях “увеличения пропускной способности приемных покоев”, мы абсолютно не уверены. Да и в целом моральная ответственность, как показывает практика, в наших условиях никому не нужна и только мешает. Главное, чтобы уголовная не наступила. Не везде так, но есть заведения.
Что дает цвет Да, эмоциональное состояние пациента - это лишь одна сторона вопроса. Как получается, не самая важная. По результатам недавнего похода группы корреспондентов в одну из “клинических” больниц в Алматы, стало ясно, как это работает в деталях. В двух словах: госпитализировали, твое состояние тяжелое - получи красный браслет. Если нуждаешься в “скорейшей диагностике и лечении врача” - тебе желтый. Ну а если сам пришел и отвлекаешь от работы, то занимай очередь согласно утвержденному плану обслуживания и получай зеленый маркер. И даже не знаешь - радоваться или нет. Конечно, тут же возникает вопрос: сколько будет “стоить” переход из одной категории в другую? Человеческий организм - невероятно сложная штука, и состояние больного способно меняться поминутно. И это понимают даже чиновники от медицины. Отчего никакой ответственности за смену цвета браслета не должно быть в принципе. Следовательно, ничто не помешает сменить цветовую принадлежность на лету - надо будет только найти подход к менеджеру. Однако врачи на руководящих должностях обещают - “самолечением” больным заниматься никто не даст, поэтому, мол, риск возникновения коррупции, даже из-за желания спасти свою жизнь, исключен. Якобы специалисты не дадут - решение станут принимать коллегиально. Но тогда позвольте задать такой вопрос: чем же это отличается от традиционного для всех нас консилиума при поступлении больного? И зачем все это деление поступающего потока, а именно затраты на закуп браслетов, которые, к слову, должны быть специальными, экологичными, а главное - одноразовыми... В смысле, когда делать их можно бесконечно долго и в неограниченных количествах... Что даже круче, чем производить новые дорожные знаки в масштабах всего Казахстана. Согласитесь, что это неплохие условия для освоения бюджетных средств, которые уже создает еще даже не появившаяся программа ОСМС. Программа обязательного медицинского страхования - это еще и идея, что называется, на замороженные миллиарды. На минуту только - по официальной информации, с момента ввода сбора платежей за ОСМС собрали 24 миллиарда тенге. И сейчас они “висят” в Национальном банке, который их “крутит”, инвестирует. По другому поводу тронуть их не могут - программу приостановили на два года. То есть уместнее сказать - программа остановлена на неопределенный срок. И да - Министерство здравоохранения предлагает и дальше скидываться. Мол, за эти годы можно накопить (или заморозить) до 160 миллиардов тенге... Это мы к чему - представить только, сколько с этого заработают банки, которые во всей этой комбинации, получается, главные действующие лица! Как иначе, ведь только им позволено обслуживать эти деньги... Ведь средства с работодателей надо собирать, аккумулировать на счетах, обрабатывать - все это прямая обязанность и работа финансовых институтов, за которую они просят деньги. И пусть основной объем масла общий, трогать его нельзя, так как, в конце концов, его надо перелить в следующий сосуд. Но вот стенки твоего казана-то уже смазаны... В общем, только успевай договариваться и подставлять чаши - государство вынуждают законодательно создавать некий куш, к которому потом подтягиваются все кому не лень. Повторимся - эта программа даже не начала работать. То ли еще будет...
|