|
Алан Байтенов Недолив на заправочных станциях - это чистое воровство. И объяснить его мотивы могут только Административный и Уголовный кодексы. Порой о том, что АЗС обманывают своих покупателей, не знают даже акционеры сети. Как правило, навар складывается из замаскированных миллилитров. А красть “по мелочи” - на это необходим опыт, доскональное знание работы системы налива и почти круглосуточное дежурство на станции. Ведь кроме проверяющих от государства есть и внутрисетевые ревизоры. Впрочем, как показывает практика, это не мешает преступным группам, которые, как принято, состоят из сотрудников АЗС, наживаться на автолюбителях. Попутно нанося серьезный урон имиджу заправочных сетей
История эта произошла недавно в Алматы. Сотруднику нашего издания, коллеге, “посчастливилось” нарваться на банду, которая ограбила его посреди дня. Абсолютно вероломно. Спасибо за беспокойство - физический вред нанесен не был. Однако моральный - вполне. Заехав однажды на заправочную станцию крупной сети (говорит, что по пути оказалась), коллега купил 40 литров топлива. Все по привычной схеме - оплатил, вернулся к машине. По пути взглянул на цифровое табло и прикинул, что у него есть еще около 3-4 минут времени. Дожидаться на улице, пока окончится заправка, он не стал, поэтому сел за руль. Колонка работала в совершенно привычном режиме - под конец, когда аппарат подсчитывал граммы, подошел оператор и, дождавшись нуля на цифре 40, вытащил пистолет и закрыл бак. Эта операция у каждого автолюбителя происходит на автомате. Как только услышали щелчок замка крышки и люка бака, включаем скорость и выезжаем с заправочной станции. Тем более что позади скопилась небольшая очередь. И вот теперь начинается самое интересное - многие из нас не привыкли обращать внимание на стрелку уровня топлива в баке. Не сделал этого и наш коллега. Тем более что техническая особенность его автомобиля (впрочем, не у него одного) такова, что стрелка показывает актуальное количество топлива не сразу. А, предположим, минут через пять-десять. За это время ты, как правило, успеваешь покинуть АЗС. Каково было удивление, когда стрелка не отреагировала на честно купленные 40 литров через привычные десять минут. Не сделала этого и позже. Сославшись мысленно на какой-то технический “глюк” в машине, коллега не придал этому значения. Однако через совсем короткое время вдруг загорелся указатель критически низкого количества топлива в баке. Впрочем, коллега и в этот раз не подумал плохо о сотрудниках заправочной станции, где только что был. Опять же - вдруг техника чудит. Но каково было его удивление, когда позже вдруг выяснилось: он не единственный, кто попал таким вот образом. В Сети, в средствах массовой информации в красках рассказывалось, что, оказывается, были и рейды, и штрафы со стороны проверяющих органов - АЗС уличали в неоднократном нарушении законов. К слову, случаи были далеко не единичны и зафиксированы не только в Алматы, Астане, но и в регионах. И ладно бы недолив нескольких литров на бак. Обидно, но можно пережить. Но как же быть с такой наглостью, когда тебя заправили проплаченным воздухом в полном объеме?! Такое ощущение, что ни одного из всех 40 литров купленного бензина в бак так и не попало! Оказалось, что это дело рук сотрудников. А именно операторов, которые в сговоре с кассирами и техниками, прекрасно разбираясь в особенностях моделей автомобилей, где невозможно сразу же после заправки определить количество полученного топлива, нагревали ничего не подозревающих потребителей на полный объем купленного горючего. Безусловно, это большой риск не только вылететь на улицу, но и, что называется, загреметь за решетку. Но и прибыли соответствующие. Не исключено, что в этой преступной схеме участвовал и менеджмент что повыше. Уж как-то все слишком нагло проворачивали. Кстати. Многое в решимости организовать преступную схему зависит и от наших законов. Ведь доказать, что тебе недолили на заправке, почти невозможно. Бензобак, как говорится, не взвесишь. Тем более что ты уже выехал с АЗС - доказывать что-то бесполезно. И еще. Официальные проверяющие органы, несмотря на сложность доказательства фактов мошенничества на заправках, призывают активно докладывать. Хотя бы потому, что ваше официальное обращение может стать причиной проверки. Считаем, что свой гражданский долг этой публикацией мы выполнили... В любом случае, каждое заявление заставит возможных мошенников лишний раз задуматься. К активному проявлению своей позиции нулевой терпимости к обману на АЗС призывают и крупные сети, которые обеспокоены чистотой своего имиджа. Ведь, повторимся, недолив, то есть воровство, очень часто носит исключительно локальный характер. В начале нынешнего года специалисты алматинского департамента техрегулирования и метрологии сделали такое заявление: в Алматы почти на каждой заправочной станции зафиксирован недолив топлива. Размер недолива проверяющие не указали. Но ведь, правда, какая разница, сколько украли - главное, что нагло обворовали. Причем, что называется, среди белого дня и с учтивой улыбкой. Мол, мы ценим ваш выбор, приезжайте еще...
И пусть специалисты, которые провели масштабные проверки на недолив на АЗС, не указали точные цифры, зато указали на конкретные заправочные станции, где были сделаны замеры. А еще привели сумму штрафа - всего около 16 миллионов тенге по результатам всего лишь первого этапа проверок. Штрафы-то наложили, но это не говорит о том, что недолив искоренили повсеместно и навечно. Поэтому приведем некоторые наиболее популярные мошеннические схемы. Первое - воздух в системе. В частности, на некоторых заправочных станциях научились дорабатывать колонку таким образом, что топливо аккуратно мешается с воздухом и подается в бак. А может, и вообще топливо не подается. При этом счетчик “мотает” как надо. Это искусство. Второе и, кстати, не менее популярное - настройка программного обеспечения налива. Здесь все относительно просто - система настраивается таким образом, что крадет до 500-600 граммов с двадцати литров топлива. Причем первые десять литров машина нальет, что называется, копейка в копейку. А вот со следующих десяти уже утащит. Почему так происходит? Дело в том, что таким образом нечистоплотные на руку дельцы страхуются от внеплановых проверок. Как правило, десять литров - эталон замера. А все что выше... Однако наиболее продвинутый уровень воровства - игра на плотности топлива. Так, оптовая продажа бензина и дизтоплива ведется в тоннах, а розничная - в литрах. Тем самым чем ниже плотность продаваемого бензина, тем больше литров с этой тонны можно продать. И для этого его надо разбавить. Например, газовым конденсатом или газолином. Это, кстати, можно определить самостоятельно: если слышится запах ацетона, велика вероятность, что топливо имеет дополнительные “облегчающие” компоненты. Конечно, это очень рискованный способ мошенничества, так как плотность топлива регламентируется техническим регламентом. И отклонение от параметров зафиксировать гораздо проще, чем доказать недолив. Но в такой схеме, как правило, могут быть задействованы, что называется, высшие менеджеры. И такой “слив” топлива, как правило, носит эпизодический характер - в строго рассчитанное “окно” или в строго обозначенном месте.
|