|
Алла Иванилова Одна из самых обсуждаемых в последние дни тем - новые правила оказания скорой помощи. Предполагаются четыре категории срочности, в зависимости от которых время прибытия бригады будет варьироваться от 10 до 60 минут
В числе жалоб на оказание медицинских услуг работа бригад скорой помощи входит в топ самых распространенных. Казахстанцы жалуются на нерасторопность и непрофессионализм фельдшеров. Мол, пока медики доедут, умереть можно, а если и приедут спустя несколько часов, то мало чем помогут. В Министерстве здравоохранения решили начать с решения первой проблемы. Накануне вступил в силу приказ министра Елжана Биртанова об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в Казахстане. Он предполагает дифференцированный подход к оказанию скорой и неотложной помощи в зависимости от состояния больного. Сейчас в среднем скорая помощь едет к пациенту в течение 25 минут. При этом в Великобритании этот показатель составляет 8 минут, в Турции - 10 минут, в США - 12 минут. Скорость прибытия машины зависит и от того, в какой части страны проживает гражданин. До принятия нового приказа в Казахстане существовало шесть категорий оказания скорой медицинской помощи. Так, лицам, подпадающим под 1-3-ю категории, она должна оказываться в течение 15 минут. 4-5-я категории - 20 минут, 6-я - до 30 минут максимум. Проанализировав международную практику, специалисты Минздрава решили изменить подход. Согласно новым правилам, утверждены четыре категории срочности, от них и будет зависеть время прибытия бригады. Так, первая категория - состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни, требующее немедленной медицинской помощи. В данном случае время прибытия бригады до 10 минут. Вторая категория, когда состояние пациента представляет потенциальную угрозу жизни. В такой ситуации медики должны приехать на вызов не более чем за 15 минут. При третьей категории, когда состояние пациента представляет потенциальную угрозу уже для здоровья, сюда относятся роды, фельдшеры прибудут в течение 30 минут. Ну и, наконец, до одного часа скорую помощь могут ожидать пациенты “без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью больного”. В основном это хронические больные, которые постоянно наблюдаются у врачей. При этом первые три категории будут обслуживаться на уровне станции скорой медицинской помощи, а четвертая, “несрочная”, при поликлиниках, где центры неотложной помощи будут принимать вызовы 24 часа в сутки без выходных. По такому принципу работают американские службы community nursing, оказывая скорую медицинскую помощь пациентам, проживающим в непосредственной близости. Это позволит скорой помощи сосредоточиться именно на вызовах с 1-й по 3-ю категорию. К слову, районные больницы технически оснастят, и медикам с помощью GPS будет легче добираться до места вызова. Также согласно принятому документу первая помощь до приезда врачей может оказываться лицами без медицинского образования: сотрудниками полиции, патрульной службы, образования, транспорта, промышленных предприятий, социальной сферы и др. Кроме того, приказ предполагает новый формат деятельности приемных отделений стационаров с усилением триаж-сортировки пациентов и готовностью принятия пациентов с любой формой патологии. В условиях приемных отделений будет введена новая врачебная специальность - врач приемного отделения (emergency doctor) для своевременного оказания экстренной медицинской помощи и в случае необходимости проведения начальных реанимационных и иных мероприятий до стабилизации состояния пациентов. Если раньше такие врачи проходили просто подготовку, то теперь будут обучаться через резидентуру. Они будут работать именно на уровне приемного покоя многопрофильного стационара и осуществлять так называемую сортировку, то есть в первую очередь оказывать помощь тем, кто в этом действительно нуждается. Новая градация позволит государству эффективнее тратить деньги, ведь вызов “скорой” - дорогая услуга. В каждом регионе свои расценки. Но в среднем - шесть тысяч тенге. При этом частные услуги по оказанию неотложной медицинской помощи оцениваются от 10 до 18 тысяч тенге. По мнению зарубежных экспертов, в Казахстане самая загруженная система здравоохранения в мире. Это является следствием того, что население страны неправильно трактует само понятие “скорая медицинская помощь”. Некоторые иностранцы весьма удивлены, что человек, заболевший простудой, с высокой температурой, звонит 103. В подобных случаях европейцы или американцы, которым вызов фельдшера обойдется в 100 долларов, едут в поликлинику самостоятельно. Так дешевле. Но учитывая, что приезд бригады фельдшеров в Казахстане входит в гарантированный объем оказания медицинской помощи, то есть бесплатно, казахстанцы порой звонят в службу “103” по незначительным проблемам. При этом во многих странах “скорые” приезжают на вызов исключительно в тех случаях, когда речь идет о срочном спасении жизни. Другой вопрос - не количества, а качества. Здесь Минздрав тоже намерен усовершенствовать. В правилах прописано обязательное обучение фельдшеров и врачей скорой помощи по международным стандартам неотложной медицинской помощи. Правила меняются, однако состояние станций скорой помощи, а большинство из них находятся у “разбитого корыта”, не улучшается. Нехватка транспорта приводит к задержкам выездов, а низкая зарплата - к текучести кадров. Данный вопрос в некоторых регионах решают по-своему. В Актобе, например, станцию скорой помощи вместе с техникой, оборудованием и медиками передали частному инвестору. Но это лишь единичный случай. Повсеместно превращать городские станции скорой помощи в частные пока не собираются.
Согласно официальным данным Минздрава, служба скорой медицинской помощи состоит из 227 отделений и 24 самостоятельных станций. В автопарк ведомства входит чуть более двух тысяч единиц автомобильного и 33 - воздушного транспорта. Количество медицинского оборудования в целом составляет около 78 процентов от необходимого по стране.
Астана
|