|
Юлиана Жихорь
Сначала президент, затем и премьер-министр клятвенно пообещали гражданам, что пенсионные накопления кризис не затронет - сколько накопил, столько и получишь. Но вот проблема: за 10 лет четверть всех денег на пенсионных счетах составили не отчисления будущих пенсионеров, а инвестиционный доход от них, который с началом кризиса все ПФ начали активно “заносить в убытки”
Каждый гражданин мечтает не только о высокой заработной плате сейчас, но и об обеспеченной старости в будущем. Десять лет назад, когда только запускалась новая пенсионная накопительная система, всем будущим пенсионерам обещали золотые горы и кисельные берега. Мол, при выходе на пенсию инвестиционный доход с накоплений будет составлять 90-95 процентов, что уровень доходности НПФ выше, чем по банковским депозитам. В общем, небо в алмазах для будущих пенсионеров. Одного не учли авторы программы - возможности наступления мирового финансового кризиса.
С начала осени по стране поползли слухи о том, что пенсионные накопления во всех пенсионных фондах тают. Спустя месяц выяснилось, что речь идет не о самих накоплениях (те самые 10 процентов, который ежемесячно отчисляются из нашей зарплаты), а о процентах, набегающих на них за время нахождения в фонде. И речь идет об огромных суммах. Ведь ежегодно доходность фондов варьировалась от 15 до 23 процентов. (На казахстанском рынке пенсионных услуг действует 14 накопительных пенсионных фондов. Число индивидуальных пенсионных счетов превышает 7,5 миллиона. Это почти 90 процентов экономически активного населения страны.)
“В прошлом году, когда вкладчик получил информацию о его накоплениях на 1 января 2008 года, у него инвестдоход составлял 100 тысяч тенге, а сейчас, на 1 января 2009 года, у него будет 20 тысяч”, - рассказал председатель правления АО “НПФ “Коргау” Рустем Кайдаров.
Причину сложившейся ситуации попытался объяснить своим вкладчикам фонд “Џлар Џмiт”, первым попавший в списки “разорившихся”. Объяснение выглядит несколько нелепо: мол, пардон, выполняли поручение президента по интеграции в мировую экономику, скупали акции, да не рассчитали силенок. “Свыше 30% портфеля составляют долевые инструменты. Именно они долгое время обеспечивали высокий доход, но именно они оказываются наиболее волатильными при колебаниях рынка, - говорится в официальном письме, размещенном на сайте НПФ. - Сейчас все ведущие аналитики признают, что в настоящее время цена акций не имеет ничего общего с их реальной стоимостью. Тем более что это ликвидные ценные бумаги ведущих казахстанских и зарубежных компаний.
Среди эмитентов, чьи инструменты находятся в портфеле фонда - “Газпром”, “Сбербанк России”, “Лукойл”, АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, другие компании с государственным участием, крупные банки”. Спрашивается, если начиная с июля нынешнего года стала видна тенденция к понижению стоимости акций этих компаний, о чем думали финансисты фонда? Ведь игра на бирже предусматривает возможность “скинуть” акции, если волатильность переросла в падение.
Этот же вопрос можно задать любому другому фонду, который размещал свои активы в ценных бумагах и пострадал от кризиса.
Все тот же Рустем Кайдаров считает, что это произошло из-за аффилированности НПФ с банками: “Три года тому назад президент сказал, что пенсионные фонды и страховые компании не должны быть аффилированы с банками. Никто же не выполнил этого. И после этого “Валют-Транзит” рухнул со своими страховыми компаниями и пенсионным фондом, теперь вот “отрыжка” идет по нашим крупным банкам... Ими (НПФ. -
“НП”) по-прежнему командует банк. Он обязал их покупать его акции, и они вынуждены покупать. То есть со всех сторон заложником оказался пенсионный фонд, поэтому он понес убытки”.
По сути дела, все НПФ за 10 лет активного развития мировой экономики забыли о главном принципе - пенсионные фонды не должны гоняться за доходностью. Самая главная их задача - обеспечить сохранность пенсионных сбережений. Но вспомнили они об этом лишь сейчас. И сразу же вспомнили о государстве (точнее, о статье 6 Закона “О пенсионном обеспечении в РК”), которое является гарантом сохранности обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных сумм с учетом инфляции. Мол, ну, пардон, мы прогадали. Теперь пусть государство отвечает.
Пока радует одно - накопительная пенсионная система действует всего 10 лет и еще нет граждан, которые бы при выходе на пенсию использовали средства исключительно пенсионных фондов (выходящие на заслуженный отдых сейчас будут получать пенсию как из средств, накопленных в НПФ, так и по солидарной системе от государства). В случае же, если аналогичная ситуация повторится лет эдак через 20, то это может всерьез ударить по заслуженному карману.
Руководители практически всех накопительных ПФ сейчас надеются, что акции, имеющиеся в их портфеле, после кризиса все же начнут приносить доход и компенсируют понесенные потери. Гражданам же есть время обдумать, стоит ли хранить свои кровные в коммерческих НПФ или перевести их в государственный пенсионный фонд, который размещает средства в государственных ценных бумагах. Они отличаются не столь высокой доходностью, зато стабильны.
И еще один совет, полученный из опытных источников. Для того, чтобы сохранить накопленные средства (с инвестдоходом), рекомендуется переводить их раз в полгода из одного НПФ в другой. Тогда на новом счету ваши средства будут гарантированы от потерь предыдущих лет - ведь инвестиционный доход прошлого НПФ будет включен в общую сумму накоплений.
Астана |