|
Константин Кочевников Во вторник, 16 мая, Комитет национальной безопасности совместно с полицией развернул на юге страны масштабную спецоперацию по пресечению деятельности преступных групп, которые воруют, перевозят и перепродают нефть и нефтепродукты. Пресс-служба КНБ раскрыла подробности операции, снабдив сообщение впечатляющим фотоотчетом и фрагментами видео. Даже закралось подозрение, что публике просто показали учения. Но, как утверждают силовики, все представленное - лишь начало разгрома преступного синдиката
С раннего утра и до обеда спецподразделения КНБ и МВД сразу в трех городах - Кызылорде, Таразе и Шымкенте - практически синхронно задержали восьмерых фигурантов уголовного дела, промышлявших похищением нефти. Действовали одновременно, поэтому подозреваемые не смогли воспользоваться никакими средствами связи, чтобы предупредить друг друга. Операция стала для членов преступной группы полной неожиданностью. Никто из них в первые мгновения даже не успел понять, что происходит, как оказался повержен и зафиксирован наручниками. И хотя спецназ был хорошо вооружен, не пришлось производить ни одного выстрела. Их устрашающего вида хватило для впечатления - никто не посмел продемонстрировать хотя бы намек на сопротивление. Вслед за задержаниями по местам проживания членов преступной группы и на аффилированных с ними предприятиях провели обыски и изъяли различные бумаги, которые помогут восстановить криминальные схемы и вывести на других преступников. По состоянию на утро четверга обыски произведены по 21 адресу, в том числе в ТОО “КАИС-сервис” (завод по производству асфальта и нефтеналивной терминал в Кызылорде), ТОО “Карамай Ойл” (нефтеналивной терминал в Таразе). Силовикам удалось выйти и на одного из высокопоставленных покровителей преступной группы из числа тех, кому государство поручило охранять закон. Это главный транспортный прокурор Кызылординской области Нурлан Серикбаев. Его задержали. Из сообщения пресс-службы Комитета национальной безопасности можно сделать вывод, что покровителей в погонах несколько. Но пока, видимо, в интересах следствия могут назвать лишь одного. Его задержание провели совместно со службой внутренней безопасности Генеральной прокуратуры. На опубликованных кадрах видно, как хорошо экипированная группа штурмует жилой дом за высоким каменным забором. На другом ролике в предрассветных сумерках окружают и занимают нефтеналивной терминал, через который отгружали краденые нефтепродукты. А когда ключевые фигуранты уже были в наручниках, добыли еще одно вещественное доказательство: в степи нагнали и задержали автомобильную цистерну, перевозившую криминальную нефть.
Расследование продолжается. Возможно, в ближайшее время появятся еще какие-то новости. В КНБ разъясняют, что сегодняшние события - лишь одна операция в цепи подобных. В конце прошлого года в двух соседних регионах на западе страны также задержали 15 человек. Они наладили схемы кражи нефти в Актюбинской области и сбывали сырец и полученный кустарным способом бензин в Казахстане и соседних областях России. По версии следствия, руководил этой организованной преступной группой криминальный авторитет и лидер старейшей казахстанской банды “Четыре брата” Еркин Избасар. Как и в большом бизнесе, теневой нефтерынок - многоуровневая иерархическая структура. Здесь действуют свои нефтедобытчики. Правда, качают они нефть не со своих “контрафактных” скважин - их у них попросту нет, а из нефтепроводов. Делают, например, врезки. Могут отгружать продукт и прямо с НПЗ через своих подельников. Не беремся утверждать, что так и было в описываемом здесь случае. Но это лишь один из возможных способов кражи, хотя и довольно уязвимый, им пользуются недолго или эпизодически. Затем наступает черед переработчиков, которые используют минизаводы, именуемые “самоварами”. Там получают бензин невысокого качества, который затем может поступить в какую-нибудь мелкую сеть АЗС, где его смешают с более качественным бензином. За этот бензин, рискуя повредить топливную систему автомобиля, платят обычные автолюбители. Есть и небольшие сельскохозяйственные или транспортные компании, которые могут получать этот продукт, поскольку его стоимость заведомо ниже рыночной. Причем руководство этих компаний может находиться в неведении, где снабженец или закупщик берет топливо, и оплачивать счета по тарифу качественного легального товара. Наконец, потоки криминальных денег курсируют между фигурантами криминальных схем. Компании, где много транспорта, водителям выдают талоны или карты на топливо. Водитель может договориться с оператором-кассиром АЗС, который проводит платеж условно на 500 литров, а в бак отправляет только 400. Разницу же, за вычетом комиссии кассира, водитель забирает наличными. А появившиеся “лишние” 100 литров затем продают любому другому клиенту. Так, по мелочи, вокруг этого бизнеса кормится достаточное количество не совсем чистых на руку людей. Не все компании хотят ездить на легальном топливе. Поэтому схемы действуют, они жизнеспособны. Место обезвреженных групп занимают другие. Работают, пока не запахнет жареным либо не накроют, как в нынешнем случае. Сегодня выявить этот серый бизнес помогают приборы GPS на легальных нефтеналивниках и визуальный мониторинг со спутников. Но особо предприимчивые жулики уже умеют сливать топливо на ходу, не останавливаясь и не меняя маршрута. Такая технология схожа с дозаправкой самолета в воздухе. Так что работы нашим спецслужбам хватит еще надолго. |