Алла Иванилова Работа кооперативов собственников квартир вызывает постоянную критику, в связи с чем чиновники намерены навести, наконец, порядок в этой сфере и готовят поправки в жилищное законодательство
После всеобщей приватизации квартир, перед роспуском государственных домоуправлений, ЖЭКов, ЖЭСов с августа по декабрь 1996 года, государственные дотации на содержание многоквартирных домов по всему Казахстану были отменены. В результате весь государственный жилищный фонд перешел от государства к новым собственникам - населению, которое в своем большинстве оказалось не готово к этому. Следует отметить, что дома в кооперативы передавались в очень запущенном состоянии. Сегодня на КСК приходится наибольшее количество жалоб в сфере жилищных отношений. Большинство жителей многоквартирных домов не располагают информацией относительно перечня обязанностей кооперативов собственников квартир, что приводит к отсутствию контроля над качеством их выполнения. Основной проблемой является непрозрачность деятельности кооперативов. Главный вопрос - куда уходят деньги? По словам представителей ассоциаций КСК, они уходят не только на домовые нужды, такие как замена лампочек, уборка подъездов и выплата зарплат, но и определенная часть согласно законодательству перечисляется в банки второго уровня на накопительно-сберегательные счета. Однако, как показывает практика, далеко не все КСК открыли соответствующие счета. Почему так происходит? Ответ прост - это заставит осуществлять расходование денежных средств прозрачно, что, по всей видимости, невыгодно. Не всегда прозрачно расходуются и вырученные средства от аренды нежилых помещений и технических этажей. Также много вопросов относительно установления тарифов за услуги, которые порой повышаются без ведома жильцов. По сути, КСК не смогли выполнить своего главного предназначения и фактически стали выполнять функции не столько потребительских, сколько производственных кооперативов, монополизировав предоставление жильцам услуг по эксплуатации и содержанию домов и придомовой территории, причем пользуясь налоговыми льготами. Они сами собирают денежные средства на содержание жилья, сами производят ремонтные работы и сами назначают за них цены. В то же время сфера содержания жилья (эксплуатация и ремонт) не является монопольной.
Реальных механизмов контроля за крупными КСК у жильцов практически нет. При множестве домов в отдельно взятом кооперативе организовать собрание жильцов (одна-три тысячи собственников квартир) оказывается нереальной задачей. Пассивность большинства собственников помещений в управлении жилым домом, отсутствие общественного контроля за его техническим, санитарным состоянием и общественным порядком в рамках кондоминиума усугубляют сложившееся положение. Кроме того, сейчас идет тенденция к сворачиванию КСК и замене его управляющими компаниями, которые не отчитываются, поскольку являются частной структурой, а на субъекты малого бизнеса в форме ТОО и других распространяется понятие “коммерческая тайна”. Проблемы КСК касаются практически каждого казахстанца, при этом в Закон “О жилищных отношениях” с 1997 года кардинальных изменений по работе КСК не вносилось, и существующие меры не позволяют эффективно регулировать данную сферу. Сегодня Министерство национальной экономики разрабатывает поправки в жилищное законодательство с учетом поступающих жалоб из регионов. По итогам работы законопроект будет размещен в интернете для публичного обсуждения. Из-за отсутствия прозрачности административные расходы некоторых кооперативов собственников квартир доходят до 80 процентов, а на содержание дома остается только 20 процентов. В этой связи предлагается внести поправки, позволяющие обязать вести раздельный учет средств на текущем счете КСК и сберегательном счете для накопления сумм на капитальный ремонт общего имущества. Рабочая группа по разработке концепции нового закона предлагает установить “потолок” цены на услуги КСК, а также минимальный порог в зависимости от региона. Кроме этого обязать КСК расходовать собранные средства исключительно с согласия жильцов, законодательно закрепив обязанность по использованию на административные нужды не более 50 процентов от собранных средств. Выдвигается инициатива ограничить срок полномочий председателей КСК до трех лет и обязать кооперативы содержать и убирать прилегающую территорию дома, в том числе детские и спортивные площадки. Жилищную инспекцию предлагается наделить полномочиями - проверять расходование собираемых средств, доходы от аренды общего имущества, а также правом инициировать смену председателя КСК при невыполнении им предписаний и обращаться в суд по возврату нецелевых расходов. В своих предложениях акиматы ратуют за конкретизацию и ужесточение административной ответственности КСК за нецелевое расходование средств. Многие жители возмущены тем, как руководители КСК покрывают судебные издержки. Если люди подают в суд на председателя кооператива, то они платят из своего кармана. Это не только госпошлина. Если дело доходит до республиканского суда, то это большие затраты - проезд в Астану, проживание в гостинице и так далее. А председатели очень часто пользуются услугами юристов, и деньги на это берут именно из взносов жителей. Получается, что жильцы собственными деньгами оплачивают своего оппонента в суде. В этой связи предлагается запретить тратить средства на судебные расходы с жильцами по вопросам смены председателя кооператива. Для прозрачности и обратной связи работу кооперативов собственников квартир намерены автоматизировать. “Пионером” в этом выступила Астана, где с 1 марта начали действовать пять пилотных площадок, на которых была внедрена система электронного КСК. В рамках проекта горожане смогут на специальном портале создать личный кабинет и оставлять свои заявки в КСК. Также в личном кабинете будет возможность просмотра уведомлений со стороны КСК.
Астана
|