|
Вадим Береговой, Константин Маскаев
Еще ни один новый документ в нашей жизни не появлялся с такими проблемами, как талон к водительскому удостоверению. Не раз перенесенные сроки ввода говорят сами за себя. Что происходит сейчас, когда до начала действия ТВУ остался какой-то месяц?
А если не успел? То будешь совсем не одинок. По информации Комитета дорожной полиции, на сегодня заветными платежными карточками обзавелись всего около 500 тысяч водителей. Стражи дорог полагают, что до конца года это успеют сделать еще порядка 700 тысяч человек. Даже если так и произойдет, можно предположить, что в установленное время новый документ получат не более 1 миллиона 200 тысяч человек. Цифра эта, отметим, выглядит не столь масштабно, если вспомнить, что водительские удостоверения в стране имеют около 3,5 миллиона граждан. Однако третий раз переносить срок ввода талонов власть не согласна категорически. Или не столь категорически?..
Начальник административного управления Управления дорожной полиции Алматы Алибек Кенесбаев успокаивает на этот счет, дескать, предусмотрен некий “переходный период” - январь и, может быть, февраль 2009 года - когда за отсутствие талона наказывать штрафом не будут. Стражи порядка и законности на дорогах в это вожделенное время, по словам полицейского чиновника, “лишь будут напоминать о необходимости получить талон”. В дорожной полиции выражают надежду, что за это время обзавестись талоном успеют все.
Что будет по истечении “бархатного правового сезона”, догадается и школьница. Отсутствие обязательного талона к водительскому удостоверению повлечет наказание, равное штрафу за управление автомобилем вообще без водительского удостоверения, а именно 5 МРП - то есть почти 6 тысяч тенге.
На заре обсуждения идеи введения талонов мы не раз рассуждали о ее сомнительной природе и полной несостоятельности. Но талоны оказались жизнеспособнее доводов здравого смысла. А некогда продекларированный бесплатный способ их получения оказался не более чем пустыми словами, произнесенными полицейским чиновником. Как сейчас можно догадаться, слова те были просто вымученной отговоркой под давлением прессы и возмущенного общественного мнения. И как в таких случаях часто бывает - что сказали, то и позабыли.
|
Идея новая, а витрина старая |
А мы стали с интересом наблюдать, какие еще метаморфозы претерпит гениальная талонная идея от своего рождения до полной и окончательной реализации. Именно гениальная, поскольку казахстанские стражи дорог стали своего рода пионерами в СНГ (да и в мире такая превентивная штрафовая практика - большая редкость) в своем стремлении к тотальной и повальной честности всех, кто движется по нашим дорогам.
Вот и подрядчик, кому доверено изготовление талонов, в лице президента АО “Национальный процессинговый центр” Павла Устюгова, излучает оптимизм и преисполнен гордости за себя и за державу:
- При вхождении в этот проект компания опиралась на гениальность (! - “НП”) наших специалистов. К тому же мы не прозевали нужную стадию развития законодательства - изменения в Закон “О банковской деятельности”, к примеру, и некоторые другие. Сработал фактор своевременности, которого, как сейчас выясняется, не хватает и в более развитых странах.
Приятно осознавать, что наши чиновники и связанные общими с ними интересами лица вновь оказались умнее других!..
Впрочем, имея массу обоснованных претензий к самой идее, мы не можем не усмотреть несостоятельности всего проекта в целом.
Во-первых, информационная кампания по оповещению и разъяснению, на наш взгляд, провалилась. Либо была организована настолько скверно, что из-за низкой активности автолюбителей сроки введения талона пришлось переносить дважды. И до сих пор водители в абсолютном большинстве не знают того, что надо бы знать о новом электронном документе. А спросить за эти недочеты, вероятнее всего, будет не с кого. Ибо подрядчик уже сегодня кивает в сторону дорожной полиции - де понадеялись, что там хотя бы до личного состава информацию о талоне доведут. Потому не вкладывали денег в рекламу, а смотрели друг на друга и ждали, кто же займется информированием людей.
Во-вторых, получить талон БЕСПЛАТНО, как это было обещано государством устами председателя Комитета дорожной полиции МВД РК господина Тусумова еще в феврале 2008 года - так и НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ.
В самих отделах дорожной полиции бесплатных талонов “уже нет” или “еще нет” или “скоро будут”. Талоном можно обзавестись в отделениях банков, в страховых компаниях и у частных лиц, но НЕ БЕСПЛАТНО. В банках стоимость колеблется от 300 до 400 тенге. (При этом оплата взимается не за сам талон - как же, он же “бесплатный”, а за сопутствующие услуги: заполнение клерком анкеты или набор компьютерного текста! Что и указано в чеке.) Страховые компании “зарывают” стоимость талона в стоимость страховки и выдают его за бонус. У частных лиц, которые привычно расположились вдоль автомагистралей (а у нас много чем торгуют вдоль наезженных дорог!), талон приобретается за 2-3 тысячи тенге.
Лишь два эти фактора вкупе с навязанным сервисом вновь наводят нас на мысль, что нам предложили не слишком блестящую, но все-таки аферу. И пусть масштабы ее удалось в разы уменьшить (помните тот оптимистичный аппетит, с которым полицейские чиновники и их подрядчики брались за эту идею?!), к полному отказу от получения мзды она так и не пришла.
Эти талоны, на наш взгляд, даже в так невнятно обозначенный “переходный период” еще свое отработают, будьте спокойны. Теперь любой дорожный полицейский сможет останавливать нас просто так, без достаточных оснований, чтобы участливо напомнить нам, что талончик следует приобрести к такому-то сроку. А где остановка, там и досмотр на предмет наличия аптечки или огнетушителя. Словом, тема для разговора найдется, был бы повод.
P.S.
Буквально накануне - в процессе подготовки номера в печать - мы опросили около полусотни своих знакомых на предмет обладания талоном. Едва ли пятая часть опрошенных уже имеет талоны. Из тех, что имеют, практически все приобрели их за деньги. Только двое получили талоны в качестве “бонусов” в страховых компаниях. Пусть и не совсем репрезентативный, но весьма красноречивый срез нашего общества. |