ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Ремонт кабинета Новость дня / События

Мадина Меирманова
У Казахстана появилась обновленная Конституция. Вчера на совместном заседании сената и мажилиса уточнения в Конституцию были одобрены во втором чтении. Вообще-то депутаты предлагали внести 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, но получилось лишь 10.
Впрочем, судя по настрою и разработчиков поправок, и парламентариев, следующие изменения в Основной закон все же не за горами. Это касается и вопросов частной собственности, и, возможно, еще большего расширения парламентских полномочий. И так же, как и нынче, поправки могут быть либо вынесены на референдум, либо быть принятыми парламентом. После, разумеется, одобрения Конституционным советом.
Впрочем, когда это произойдет - сказать сложно. Ведь столь глобальные изменения политической структуры в стране не происходили почти 20 лет

 

Две недели потребовалось рабочей группе по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, чтобы написать список требуемых изменений в Конституцию. Еще месяц поправки обсуждались общественностью всей страны. И всего три дня документ, предполагающий корректировки главного закона страны - Конституции, обсуждался парламентариями. Сначала всеми вместе, во время пятничного совместного заседания палат парламента, затем по отдельности - в рабочей группе и фракциях. (В состав совместной комиссии парламента по обсуждению поправок в Конституцию вошли по семь депутатов от каждой палаты парламента и три человека от разработчика - рабочей группы по перераспределению.)
В целом внесенные изменения в Конституцию существенно переформатировали структуру полномочий ветвей исполнительной и законодательной власти. Парламент получил больше возможности контролировать правительство (как и полагается представителям электората), Кабмин повысил самостоятельность и ответственность перед парламентом. Президент же стал больше выполнять контролирующую роль между правительством, парламентом и гражданами.

 

 

Президент
Компетенция президента сохранена по вопросам полномочий по вопросам обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы ветвей государственной власти и их взаимодействие.
При этом по инициативе депутатов в Конституцию была внесена норма, фиксирующая роль первого президента страны в истории Казахстана: установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан, и его статус являются неизменными.
К любому кандидату в президенты отныне будет предъявляться требование - наличие высшего образования. С таким предложением выступили парламентарии. Которые, к слову, не исключили возможность введения дополнительных требований к кандидатам в президенты на уровне конституционного закона.
В первоначальной версии поправок предлагалось лишить президента права объявлять законы “срочными”, заменив это право на объявление документов “приоритетными”. При этом парламенту предлагалось рассматривать и принимать такие законопроекты в приоритетном порядке в течение текущей сессии. Однако впоследствии формулировку поменяли. Теперь парламент должен принять приоритетные законы в течение двух месяцев.
Глава государства лишается права накладывать вето на законы. Однако получает возможность обращаться в Конституционный совет для проверки на соответствие Конституции действующих и принятых законов, а также иных правовых актов.

 

Парламент
Что касается парламента, то теперь он будет осуществлять не просто законодательные функции, но и представлять законодательную власть. “Предлагаемая поправка является вполне логичной, поскольку в статьях 64, 75 и 76 конкретно закреплены положения о том, что исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство, а судебную власть - суды (судьи)”, - сообщил Абдиров.
К исключительному ведению сената отнесено избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в РК. По представлению президента.
Законодательная ветвь власти теперь будет фактически контролировать правительство. Во-первых, Кабмин будет уходить в отставку после смены мажилиса. Во-вторых, президент обязан будет уволить министра, если депутаты вынесут решение о вотуме недоверия ему (раньше депутаты могли лишь попросить президента “рассмотреть вопрос”).
К слову, теперь президент с одобрения мажилиса назначает не только премьер-министра, но и членов правительства, которые будут предлагаться главой правительства. При этом за президентом сохраняется право самостоятельного назначения министров иностранных дел и обороны. Депутаты добавили к этому списку и главу Министерства внутренних дел, “учитывая важную стратегическую роль Министерства внутренних дел в деле обеспечения безопасности граждан, внутренней безопасности государства”.
С принятием обновленной Конституции президент не имеет права приостанавливать или отменять решения (акты) правительства и премьер-министра. “Тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство”, - заявил Абдиров. Однако это не отменяет право президента обращаться по этим актам в Конституционный совет. При этом правительство наделяется полномочиями самостоятельно утверждать государственные программы и единую систему финансирования и оплаты труда работников всех служащих, получающих оплату из бюджета.

 

Международная политика
Нельзя не сказать о дополнении в статью о приоритетности международных договоров над казахстанскими законами. По предложению парламентариев порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, будет определяться законодательством республики. “Любой договор, как мы знаем, затрагивает в той или иной мере права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав возможно только законами, - сообщил Абдиров. - В этой связи была предложена данная поправка, принятая совместной комиссией, которая к тому же усиливает самостоятельность государства”.
Еще одно важное дополнение в Конституцию, предложенное депутатами, - признание неконституционными любых действий, способных нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие.
Также по предложению депутатов было решено лишать гражданства Казахстана людей за совершение террористических преступлений и преступлений против интересов Казахстана. Правда, в ходе обсуждения в парламенте это предложение было дополнено важным пунктом: лишение гражданства за такие преступления возможно только по решению суда.
Последняя депутатская поправка расширяет новую норму, которая была предложена рабочей группой по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. Она касается особого правового режима в Астане. Чтобы не было возможных разногласий, депутаты предложили сузить норму: в Астане может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере. Сделано это в целях закрепления в Конституции статуса Международного финансового центра “Астана”, регулируемого конституционным законом. Таким образом, Астана закрепляется в Конституции страны как единственная на сегодня возможная оффшорная зона, с особым правовым, финансовым и налоговым режимом.

 

Интересно, что в парламент документ вошел без одной из самых спорных поправок - касательно права собственности. В статью 26 предлагалось внести изменения о том, что “каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество” и что “не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией”. Многие казахстанцы связывали появление такой нормы перспективой разрешить продажу земли иностранцам.
Отказаться от новшеств предложил сам президент. Заметив при этом, что понятие “собственность” - это разные виды имущества, и предложенная норма “обеспечивает “стабильность поступления” инвестиций в нашу страну, доверие наших инвесторов и казахстанцев”. Впрочем, как сказал глава государства, внесение такой поправки - дело времени. “Но нам не надо торопиться, надо поработать, должен быть консенсус в этом вопросе, разъяснять надо”, - сказал Назарбаев. И добавил, что “все равно мы к этому придем, даже по земле”.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение