|
Мадина Меирманова В правительстве подвели итоги полугодовой работы над исправлением земельного законодательства. На днях в Кабмине презентованы поправки в соответствующие законы, которые стали результатом массовых протестов прошлой весны
Введение нормы о возможности долгосрочной аренды земли сельхозназначения иностранцами вызвало в прошлом году шквал негодования казахстанцев. После мартовских и апрельских массовых выступлений в ряде городов страны правительством срочно была создана специальная комиссия по земельной реформе, то есть временный орган для публичного обсуждения вопросов регулирования земельных отношений. Ее члены, в состав которых вошли как представители госорганов и крупные землевладельцы, так и общественники, заседали в Астане все лето, ездили по регионам, общаясь с населением, и готовили свои предложения. Кроме того, по словам вице-министра сельского хозяйства Ерлана Нысанбаева, в специальные центры по сбору информации на сайт jerturaly.kz от граждан страны поступило почти 16 тысяч обращений. В итоге комиссия разработала, а Минсельхоз представил новые поправки в Земельный кодекс. Главное обновление - возврат к институту аренды сельхозземель. Напомним, что поправки в Земельный кодекс 2015 года предлагали его исключение, сельхозземли предполагалось передавать только в собственность. Против этого активно выступали представители общественности и небольшие фермерские хозяйства, заявлявшие, что отсутствие финансов у крестьян приведет к росту в стране латифундистов (собственников крупных землевладений) и полностью уничтожит малый и средний бизнес на селе. Правда, теперь передача в аренду сельхозземель предполагается исключительно на конкурсной основе.
“Обязательным условием для участия в конкурсе будет предоставление участниками конкурса бизнес-плана ведения сельхозпроизводства, обязательства по составлению и освоению внутрихозяйственного землеустройства, обязательств по созданию рабочих мест для местного населения, обязательства по выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей и сельхозкультур в соответствии со специализацией региона”, - сообщил Нысанбаев. При этом он добавил, что земли будут выставляться на конкурс “по утвержденному акиматом перечню”, а в состав конкурсных комиссий войдут представители общественных советов и организаций. Они же впоследствии будут проводить и мониторинг рационального использования земли: первые пять лет аренды - ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне - каждые три года, на богарной - каждые пять лет. Еще одно уточнение - запрет на предоставление земельных участков, расположенных в пограничной полосе и пограничной зоне, иностранцам и лицам без гражданства. Эту норму также активно продвигали общественники во время работы Земельной комиссии. Впрочем, в уточняемом Земельном кодексе пока так ничего и не говорится относительно условий долгосрочной (до 50 лет) аренды сельхозземель иностранцами и юридическими лицами, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 процентов. Заметим, что на середину прошлого года количество сельхозземель, находящихся в аренде у иностранных пользователей, составляло чуть более 65 тысяч гектаров. Напомним, что в прошлом году парламент приостановил действие данной нормы Земельного кодекса до 2017 года. А это значит, что в настоящее время эти нормы вступили в действие. Равно как начали действовать и нормы, разрешающие приобретать в частную собственность гражданам и юридическим лицам РК земли сельхозназначения, находящиеся в госсобственности. Если, конечно, акиматы сегодня готовы начать продажу такой земли. Изначально планировалось выставить на продажу или предоставить в долгосрочную аренду земли запаса, которых в стране насчитывается свыше 100 миллионов гектаров, а также земли, у которых уже истекает срок аренды. Казахстанским гражданам, желающим выкупить ныне арендованные участки, предоставлялись льготы в виде адресной продажи, снижения стоимости земельного участка наполовину от его кадастровой стоимости и рассрочка до 10 лет.
Деньги как стимул законопослушания Возвращение института аренды для казахстанских граждан - это, вероятно, хорошо. Но оно тем не менее не отменяет институт частной собственности на землю. Вопрос лишь в том, как в данном случае будет контролироваться или стимулироваться “выполнение индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей и сельхозкультур в соответствии со специализацией региона”. Понятно, что при покупке сельхозземель в договоре купли-продажи четко оговаривается: эти земли - для сельскохозяйственного назначения. И все. Что будет новый хозяин выращивать на собственных гектарах - траву или зерно - это сугубо его личное дело. Ведь собственность у нас охраняется Конституцией, и вмешательство в дела собственника есть нарушение. И если новый хозяин хочет посадить на своей земле сад или вырыть пруд для рыбной ловли - он имеет на это полное право. Равно как и сдать ее в аренду. Собственно, так в стране и появились частнособственнические, но заброшенные сельхозгектары. Другое дело, что государство может стимулировать собственников использовать земли по целевому назначению. Причем стимулирование это может быть достаточно простым - налоги. Если земля простаивает или используется “не в соответствии со специализацией региона”, государство может поднять налоги на эти земельные участки. Тогда владельцам просто невыгодно будет содержать столь накладную собственность. Такие же повышенные налоги можно применять и к собственникам земли, которые используют гектары, купленные для сельхознадобности, под другие цели. Кстати, собственник может и законно изменить целевое назначение земли. Процедура эта сложная и занимает длительное время, но и исключать возможность построить завод там, где вчера выращивали редиску, тоже нельзя. Аналогичные меры можно применять и к арендаторам сельхозземель (в договорах аренды условия целевого использования земли оговариваются более жестко): не используешь участок больше года или используешь “не так, как договаривались” - плати повышенный налог. Подобные фискальные механизмы можно также использовать и к участкам, чьи размеры превышают “оптимально допустимые”. Это, с одной стороны, не ограничивает возможности крупного фермерства, которое, возможно, желает расширить свои территории, с другой - устанавливает некое равенство условий для владельцев земли. Этакий налог “на роскошь”. Такие методы стимулирования использования земли позволят не просто обеспечить ее рациональное использование, но исключат, причем в самом ближайшем будущем, случаи неиспользования или нецелевого использования земли. В любом случае государство должно выработать меры, которые, с одной стороны, не будут противоречить правам собственности, с другой - станут подталкивать владельцев постоянных или временных) на соблюдение “государственных агропромышленных интересов”. Землю, конечно, просто рыночным товаром назвать нельзя. Однако гармоничное соотношение между такими понятиями, как “незыблемость частной собственности” и “особый характер собственности земельной”, найти просто необходимо. При этом земля, подчеркиваем, должна продаваться собственнику именно как собственность, иначе никто не будет относиться к ней так, как этого хотят и государство, и общество. И если собственник после приобретения земельного участка не хочет его продавать, то никто не должен быть вправе “надавить” на него, вынудить его или воздействовать на него какими-либо способами. Именно с земли, на наш взгляд, должно начаться повсеместное внедрение в наше сознание понятия “частная собственность” как главного правового субстрата рыночной экономики. И взаимоотношения между хозяином земли и государством при этом должны осуществляться как между двумя равными в правовом отношении партнерами.
Астана
|