|
Юлиана Жихорь
Прошло около 4 лет с момента ужесточения правительством законов о политических партиях и о выборах. Теперь жесткие рамки смягчаются. При этом Кабмин “бьет себя кулаком в грудь”, бравируя теми же доводами, которые в прошлом приводились противниками былых реформ. И ставит себе в заслугу тесное сотрудничество с оппозицией
На днях правительство рассмотрело и одобрило поправки сразу в несколько законопроектов, касающихся политических партий и выборов. Все они уже давно были “камнем преткновения” во взаимоотношениях власти с оппозицией. Первая сторона усматривала в них неотъемлемый фактор стабильности, вторая - урезание в правах.
Теперь, похоже, и Кабмин “одумался”. Правда, не по доброй воле, а исключительно в рамках обязательств, данных в обмен на председательствование в ОБСЕ. Ну и, разумеется, в целях исполнения поручений президента.
После того, как парламент рассмотрит и одобрит предлагаемые правительством нормы, политические партии должны будут собрать для регистрации уже не 50 тысяч членов, а 40. Увеличился срок предоставления документов для регистрации с 2 до 4 месяцев. И, что немаловажно, теперь основанием для отказа в регистрации не будут служить “несущественные погрешности в списках членов партии”.
“Теперь, - сообщил глава Мининформации Мухтар Кул-Мухаммед, - нарушения по спискам членов партии, не влияющие на их общее количество, не будут являться основанием для отказа в государственной регистрации”. (На этом настаивали международные организации, в первую очередь, ОБСЕ.)
Но самый важный политический документ - поправки в выборное законодательство, юридически закрепляющие, как минимум, двухпартийность казахстанского парламента. “В новейшей политической истории Казахстана впервые законодательно закрепляется феномен многопартийного парламента, независимо от электоральных факторов”, - акцентировал внимание коллег на торжественность момента глава внешнеполитического ведомства Марат Тажин.
Теперь, чтобы попасть в парламент, партии не обязательно бороться за преодоление 7-процентного барьера, достаточно просто прийти к финишу второй. “Если проходит одна политическая партия, к распределению депутатских мандатов допускается следующая политическая партия, набравшая большее число голосов”, - сообщила министр юстиции Загипа Балиева.
На этом фоне остальные нормы кажутся лишь жалким дополнением к главной корректировке: установление членам избиркомов зарплаты не менее 3 МРП, передача права регистрации кандидатов в президенты из ЦИК в местные избиркомы, исключение запрета на участие в наблюдении за выборами лиц, не имеющих такой практики, и др.
Марат Тажин еще раз напомнил присутствующим на заседании министрам о том, что поправки есть продукт обещаний, данных Казахстаном ОБСЕ. “Мы адекватно понимаем, что демократия не есть результат, а скорее процесс”, - заключил он.
А процесс, по сути, только начинается. Ведь принять законы мало, надо их еще в жизнь внедрить. (Тоже согласно обещаниям ОБСЕ.) А это значит, что еще до начала председательствования Казахстану требуется на деле доказать свою приверженность двухпартийности. Недаром Астана уже вторую неделю бурлит слухами об очередных досрочных выборах в мажилис.
Как говорят в столице, история с самороспуском мажилиса (как это было весной 2007 года с парламентом третьего созыва) не повторится. Парламент будет распущен главой государства.
Ожидается, что в традиционном Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев огласит ряд поручений. Вот там-то помимо всего прочего и будет заявлено, что Казахстану для пущей демократизации надо провести досрочные парламентские выборы, дабы создать многопартийный парламент.
А буквально сразу после данного заявления в стране начнется предвыборная гонка, которая, как планируют, уже в апреле завершится выборами в мажилис.
В кулуарах обсуждается и кандидатура второй партии. Если взять в расчет прошлогодние выборы, когда второе место по числу отданных голосов заняла Объединенная социал-демократическая партия, не исключено, что именно она и составит “вторую половинку”. Скорее всего, так и не преодолев 7-процентный барьер и попав в законодательный орган “независимо от электоральных факторов”.
Астана
По словам министра информации, в отформатированном документе появится “закон в законе”: статья, состоящая из 10 пунктов, 7 из которых совершенно новые. Касается она места организационного комитета в жизни партии. Действующая редакция Закона “О политических партиях” не требует обязательного создания организационного комитета и не устанавливает конкретные сроки деятельности оргкомитета, “что позволяет ему работать в статусе политической партии практически бессрочно”. “В результате чего партии, по законным основаниям не получившие разрешение на регистрацию, все равно продолжают действовать в статусе оргкомитета, манипулируя общественным мнением. Это стало причиной серьезной критики нашего законодательства со стороны международного сообщества”, - посетовал господин Кул-Мухаммед.
Посему было решено обязать при создании партии образовывать оргкомитет, ограничить срок его деятельности шестью месяцами со дня выдачи регистрационным органом подтверждения о получении необходимых сведений об оргкомитете. Помимо этого организационный комитет утрачивает свой статус после прохождения государственной регистрации политической партии или официального отказа ей в регистрации, а также по решению инициативной группы граждан. |