|
Мадина Меирманова Всеобщее декларирование доходов и расходов вызывает большой скепсис у парламентариев. Мажилисмены считают, что правительство еще не готово “системно”, и предлагают сдвинуть сроки проверки налоговой чистоплотности граждан на более поздние сроки
Идея внедрить всеобщее декларирование витала в столичных коридорах не один год. Да что там - не одно десятилетие. Но она всегда тормозилась то неготовностью менталитета, то неготовностью экономики, то еще какими-нибудь причинами. В общем, то ли не хотели проверять всех и вся на предмет фискального законопослушания, то ли не могли. Пару лет назад с идеей таки внедрить декларирование выступил глава государства. Но изначально речь шла о проверке исключительно доходов. Говорилось, что налоговые органы исходя из доходных деклараций сами проверят расходы населения. Однако против такого подхода категорически выступили парламентарии, заявляя, что уж если проверять, то и доходы, и расходы. Что, собственно, и решено было сделать. Введение всеобщего декларирования приурочили к окончанию акции по легализации. Идея проста: сейчас все незаконные доходы (и имущество, нажитое в обход уплаты налогов) амнистируют, а затем введут тотальный контроль. Правда, уже в ходе подготовки к воплощению задуманного видение декларирования трансформировалось. Решили вводить его двумя этапами: для начала с 2017 года к государственным служащим, которые уже давно заполняют налоговые декларации, присоединятся сотрудники квазигосударственного сектора и бюджетных организаций (учителя, врачи и т.д.). Всего 1,8 миллиона человек. А уже с 2020 года декларации будут заполнять остальные казахстанцы. Для тех, “кто живет на одну зарплату и пенсию”, то есть не имеет иных источников дохода, которые и так облагаются налогами у источника выплаты, предполагается упрощенная форма декларации буквально на одной страничке. (Таковых в стране будет около 70 процентов всех деклараций.)
При этом в первоначальной декларации, по сути, будет “вторая амнистия”, потому как в ней можно будет указать все имеющееся на момент введения декларирования имущество (даже авансом). Но впоследствии никаких покупок сверх указанных доходов совершить без кары со стороны фискалов уже не удастся. Действующая сейчас система камерального контроля, которую в будущем можно распространить и на сверку доходных и расходных частей налоговых деклараций, может легко вычислять разницу в цифрах. И граждане, естественно, подпадут под око силовиков от налоговой службы. Но это только в теории. На практике первая сложность, с которой столкнется страна при введении декларирования, - это консультанты по заполнению деклараций. Дело в том, что первые несколько лет граждане просто не будут знать, как, собственно, эти декларации заполнять. А в стране всего 2097 сотрудников, из которых 220 - специалисты по приему налоговой отчетности. Как они смогут выдержать наплыв 8 миллионов граждан, которые, по традиции, ринутся сдавать свои отчеты в последние дни (декларации за прошедший год принимаются на бумажном носителе - до 15 июля, а если в электронном виде - до 15 сентября). “В июле-августе будет обучение сотрудников территориальных органов госдоходов, подключим наш call-центр, - пообещал вице-министр финансов Ардак Тенгебаев. - В сентябре будут созданы пункты консультирования и будет разработан график по всем 20 тысячам организаций. По этому графику будут работать наши мобильные группы. Таким образом, с октября начнутся мероприятия разъяснительного характера. Если в организации имеется компьютер, мы можем настроить (то есть научить заполнять декларацию в электронном виде. - “НП”), наши тоже могут инструктировать”. “Если кто-то не успел сдать, тогда будет проводиться работа нашим центром приема обработки”, - добавил Тенгебаев. Но вот нюанс: за несвоевременную сдачу декларации вообще-то предусматривается ответственность. И на период введения всеобщего декларирования пока никто отступлений и послаблений в КоАП не делал. Второй важный спорный момент: граждане, быть может, и готовы заполнять декларации через интернет, да вот только со связью в нашей стране не везде хорошо. Во многих поселках и мобильная-то связь появляется, лишь когда на горку или на крышу дома забираешься. Что уж говорить про интернет. Депутаты мажилиса долго возмущались и тем, что правительство намерено охватить декларированием “рядовых граждан”: пенсионеров, малоимущих, инвалидов, самозанятых. Мол, люди с копейки на копейку перебиваются, а их бумажки заполнять заставят. И предложили передвинуть сроки начала декларирования с 2017-го на 2020 год. Вот только непонятно, с чего такие сроки. Или чтобы успеть подготовить армию налоговых консультантов, или депутаты ждут, что за этот срок малоимущие и самозанятые разбогатеют настолько, что их проверять можно будет? Впрочем, в Минфине весьма решительно настроены ввести декларирование в ранее озвучивавшиеся сроки. На встрече с населением в Астане глава ведомства Бахыт Султанов заявил, что введение декларирования доходов и расходов “позволит нам достичь справедливого налогообложения. Это, конечно, цель внедрения такой системы. И чем больше доходов населения это охватит, тем больше налогов поступит в бюджет”. При этом он отметил, что с началом декларирования население сможет ставить на налоговые вычеты затраты на обучение, ипотеку, лечение. То есть, по сути, граждане смогут платить налоги с меньшей, чем сейчас, суммы. “Внедрение такой системы позволит нам получить реальную картину по доходам граждан и выстроить точечную систему социальной поддержки. Инфраструктура готова вся, формы декларации простые, и для большинства населения без сверхдоходов и крупных приобретений декларация будет ограничиваться всего лишь одним листочком”, - пообещал Султанов. Кроме того, по словам министра, сегодня системы госдоходов полностью готовы к приему и обработке увеличенного потока деклараций. А до 2020 года, когда, собственно, хлынут те самые восемь миллионов деклараций, уже будут подготовлены и дополнительные кадры “консультантов по заполнению”. И, надеются в Минфине, “Казахтелеком” все-таки проведет интернет во все населенные пункты страны.
Астана |