|
Мадина Меирманова Тревожный прецедент случился на очередной встрече глав государств ЕАЭС. Армения между делом попыталась убедить коллег по экономическому блоку “блокироваться” еще политически
Политика рулит экономикой или таки наоборот? Конечно, нет ничего удивительного, что президент Армении Серж Саргсян не мог обойти тему проблемы Нагорного Карабаха. Однако интересны формулировки, которые он использовал. “Безопасность - базовый фундамент для экономического развития и процветания наших государств. Я считаю чрезвычайно важным тот факт, что страны, формирующие Евразийский экономический союз, одновременно являются членами ОДКБ, основной целью которой является обеспечение всеобъемлющей безопасности на нашем пространстве. Эскалация Азербайджаном в начале апреля ситуации вдоль линии соприкосновения с Нагорным Карабахом на границе с Арменией стала серьезным вызовом безопасности пространству ЕАЭС”. И далее. “Либо пространство ЕАЭС будет рассматриваться нашими международными партнерами как зона экономического развития, стабильности и безопасности, куда можно инвестировать, где нужно выстраивать долгосрочные планы, либо все свыкнутся и будут исходить из того, что тут перманентные очаги напряжения. Не думаю, что второй сценарий исходит из интересов наших стран”, - заявил Саргсян, добавив, что “Армения не может оставаться в стороне в случае агрессивных действий Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху”. Получается интересная юридическая коллизия. С одной стороны, Армения принята в ЕАЭС в рамках границ, “принятых” в ООН. То есть Нагорный Карабах де-юре является территорией Азербайджана. И Армения с формулировкой при приеме в Евразийский союз согласилась. Теперь же Ереван, судя по всему, намерен шантажировать своих коллег по союзу: мол, признавайте Нагорный Карабах моим (или, как собирается сделать Ереван, - суверенной, независимой от Азербайджана республикой), или Закавказье испортит “всю картину” стабильности и спокойствия во всем союзе. Ереван знает, на что давить. Союзники по ЕАЭС могут использовать не только экономические возможности для продавливания интересов Армении в данном вопросе, но и при необходимости привлечь военные силы в рамках ОДКБ. Вопрос лишь в том, согласятся ли на это другие государства-члены. Казахстан давно выступает в роли миротворца, призывая страны договориться в рамках существующих правовых норм. Россия тоже предпочитает, чтобы этот закавказский узел, наконец, развязался. В последнем, апрельском конфликте, к слову, за миротворческой помощью к Москве обратился не Ереван, а Баку. Страны Запада тоже не в восторге от политики Армении, предпочитая осуждать периодические всплески нагнетания обстановки и выступая исключительно на стороне “законного владельца территорий” - Азербайджана. Все это вряд ли способствует тому, чтобы подобный шантаж со стороны Армении возымел нужное ей действие на союзников по ЕАЭС. Скорее в Евразийском союзе предпочтут спустить дело на тормозах и просто “закрыть глаза” на незатихающий конфликт, нежели подвергнуться остракизму со стороны потенциальных торговых партнеров Запада (да и Востока тоже) в случае признания Карабаха армянским или независимым. Да и если уж говорить начистоту, Армения в ЕАЭС игрок более геополитически нужный, нежели экономически востребованный. А значит, расширение торгового партнерства союза возможно и без участия неспокойных горцев. В случае чего... А пока же заявления Саргсяна выглядят весьма боевитыми на фоне продолжающихся (в очередной раз) мирных переговоров.
Мирное поле торговых переговоров... Четыре президента съезжались в Астану два дня. Последним прибыл глава РФ Владимир Путин, двусторонние переговоры с котором прошли прямо перед началым заседания Высшего евразийского экономического совета ЕАЭС. С остальными коллегами Нурсултан Назарбаев успел обсудить ключевые вопросы повестки дня да и просто поговорить о взаимоотношениях двух стран накануне. К часу дня в Акорду съехались все гости. Первый круглый стол оказался небольшим - президенты встретились в узком составе. Вопросов на повестке дня оказалось немало - аж 14. Начали с “технических”. Кыргызстан решил поменять своего представителя в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В составе ЕЭК Киргизия имеет двух “своих”: министра по энергетике и инфраструктуре и министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК. Бишкек решил произвести ротацию: на место министра по энергетике и инфраструктуре Даниила Ибраева он предложил экс-начальника таможни Адамкула Жунусова. Причем досрочно прекратить полномочия Ибраева Кыргызстан предложил лишь за пару дней до астанинской встречи. К сожалению, что думали по этому поводу главы государств, осталось за кадром - этот да и другие вопросы повестки дня стороны обсуждали за закрытыми для СМИ дверями. На следующий день после встречи на сайте ЕЭК все еще висела фотография Ибраева как члена коллегии (министра) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК. И интереснее оказалось на расширенной встрече. Ее большую часть открыли для взора прессы. Каждый президент, естественно, попытался в своем выступлении максимально представить интересы своего государства. Так, глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев остался недоволен рядом “недоделок”: “Я озвучивал в узком кругу ряд таких вопросов. Это вопрос о применении унифицированного железнодорожного тарифа, вопрос об ограничении ввоза киргизского картофеля в Казахстан, вопрос о снятии ветеринарного контроля на границе Казахстана и Кыргызстана, вопрос о транзите товаров для Кыргызстана по территории Российской Федерации и несколько других... Поддерживая формат сотрудничества, я хотел бы призвать, чтобы мы и впредь воздерживались от мер, способных поставить под угрозу достижение основных целей и задач интеграции и направлять свои силы в первую очередь на устранение таких барьеров, которые могут дискредитировать саму идею союза”. Глава Белоруссии Александр Лукашенко предпочел иную риторику, касающуюся исключительно недоделок союза. “К сожалению, не все развивается так, как мы планировали”, - заявил он, добавив, что “необходимо перевести теоретические наработки в практическую плоскость”. Его предложения конкретные. Для начала - избавиться от внутренних изъятий и ограничений взаимной торговли. “Как бы наше объединение ни эволюционировало - сначала Таможенный союз, потом Единое экономическое пространство, наконец, ЕАЭС - количество этих изъятий и ограничений не изменилось. Так и осталось на уровне 600. Равные условия для государств-участников ЕАЭС и безбарьерная среда до сих пор не созданы”. Вообще, по мнению Лукашенко, страны много говорят, но мало делают. Так, давно обсуждается вопрос создания единого рынка лекарств и медицинских изделий, но дальше разговоров дело пока не пошло. На встрече в Астане главы государств утвердили концепцию формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. В соответствии с концепцией энергетические компании союзных стран получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, смогут закупать нефть и нефтепродукты без количественных ограничений по рыночной цене без экспортных пошлин, которая будет формироваться в том числе на биржевых торгах. Правда, случится это лет эдак через 8-9. Ибо, как сказал Лукашенко, “от концепций до их воплощения в жизни путь иногда бывает очень долгим. Причиной тому мы являемся сами”. Владимир Путин не согласился с коллегами. Лукашенко, например, сообщил, что “уже в текущем году заработает общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий. На завершающем этапе согласования находятся договоренности о правилах и принципах обращения этой продукции. Поступательно развивается сотрудничество в инновационной сфере, создается евразийский инжиниринговый центр по станкостроению, совместно разрабатываются евразийские технологические платформы”. Вообще, по его мнению, уже “многого удалось достичь в деле сокращения взаимных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов... Из выявленных на этапе подготовки договора о союзе 422 торговых ограничений более 80 уже устранено, еще около 30 находятся в процессе отмены, а 16 должны быть ликвидированы в течение 2016 года”. Он сообщил о важности продолжения унификации нетарифного регулирования, развития механизмов отслеживания движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию союза до их передачи потребителю, совершенствования взаимодействия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля. “Необходимо и далее уделять приоритетное внимание проведению согласованной политики в ключевых секторах экономики, а также гармонизации законодательства в области естественных монополий. Перспективным видится подключение государств союза к программе импортозамещения, проводимой в России. Мы приглашаем всех наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях, включая машиностроение, электронную и легкую промышленность, сельское хозяйство”, - заявил Владимир Путин. В общем, медленными, не всегда уверенными и не всегда единосогласованными шажками ЕАЭС движется в сторону построения реального интегрированного рынка. Как сказал Нурсултан Назарбаев, “сближение наших экономик проходит в соответствии с теми планами и сроками, которые мы наметили в договоре ЕАЭС. Правительства и бизнес приобретают необходимый опыт сотрудничества друг с другом”. (Кстати, Серж Саргсян призвал президентов почаще смотреть на граждан: “Принимаемые нами, в том числе сегодня, решения должны быть осязаемы для наших граждан и бизнес-среды, для каждого покупателя товаров и заказчика услуг, который на собственном примере прочувствовал бы преимущества интеграции”.) Назарбаев уверен, что “сотрудничество в рамках объединения позволяет нам консолидировать ресурсы, создавать благоприятные условия для совместного экономического развития”. Попутно с созданием благоприятных условий внутри союза президенты смотрят и за его пределы. Речь идет о налаживании сотрудничеств ЕАЭС с другими региональными интеграционными объединениями и странами. На заседании Высшего евразийского экономического совета принято решение о начале переговоров с Сербией об унификации торгового режима. Обсуждались вопросы сотрудничества с Китайской Народной Республикой, Индией, Израилем, Египтом, Ираном, Камбоджей и многими другими странами. (К слову, Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом вступит в силу до конца лета”.) Следующая встреча президентов состоится уже в декабре текущего года в Москве. Там, видимо, главы государства подведут первые итоги также утвержденных в Астане “основных ориентиров макроэкономической политики на 2016-2017 годы”: инфляция, внешний долг, бюджетный дефицит.
Астана |