ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Игра по-алматински: краплеными картами Новость дня / Исследования

Константин Маскаев
В сейсмоопасных районах по-прежнему нельзя строить, не учитывая геологических разломов. В 1982 году после тщательного изучения местности была составлена карта сейсмического микрорайонирования территории Алма-Аты и прилегающих к городу зон. Уже на следующий год были приняты республиканские строительные нормы РСН-10-83, которыми было запрещено строительство ответственных объектов (в том числе общественных, жилых и промышленных сооружений, учебных заведений. То есть зданий для людей) в зонах разломов и зонах повышенной сейсмической опасности (до 10 баллов) на территории города. По обоснованному запрету застройки в зоне разломов Алма-Ата тогда была первым городом в СССР

В 1995 году появился еще один документ, на этот раз уже Министерства строительства РК, который подтверждал прежние ограничения. Назывался он “Застройка города Алматы и прилегающих территорий с учетом сейсмического микрорайонирования” (СН РК Б. 2.2-7-95). Затем, в 2001 году, вышел новый документ строительных норм (СН РК 2.03-07-2001), по которому в зонах возможного проявления тектонических разломов на земной поверхности, отнесенных к сейсмоопасным, размещение новых и реконструкция существующих зданий и сооружений не допускается. Новый документ ничего нового в понимание проблемы в общем-то не принес. То есть сейсмические и прочие опасности были, есть и сохранятся на продолжительный исторический, а то и геологический период - пока эти горы молоды, а в недрах идут процессы, сопровождающиеся движениями земной коры. Понимание есть. Но если оно мешает, почему бы не попытаться обойти его лукавством? Тем более что бумажная казуистика, если ею правильно распорядиться, может обернуться для пользователей бриллиантовым дождем!
Поэтому в те же строительные нормы кто-то ловкий и по-своему дальновидный внес пункт о том, что в исключительных случаях строительство и реконструкция зданий и сооружений в этих зонах могут быть допущены по разрешению уполномоченного органа по делам строительства РК. Этот микроскопический пунктик появился неспроста. Он не только перечеркнул изыскания географов, сейсмологов и других специалистов, чья деятельность была нацелена на повышение безопасности граждан, сохранение их жизни и здоровья. Он открыл сегодняшним застройщикам те самые территории, на которых раньше строить было запрещено - из опасений за нашу безопасность.

 

 

Посмотрите, какие манипуляции допустил по сути правильный строительный закон. Ведь под исключительными случаями в первую очередь следует понимать специальные объекты если не культурного наследия, то научно-практического интереса или государственных нужд. В частности, под исключительным можно подразумевать случай или необходимость размещения метеорологической, сейсмологической, лавинной станции, заставы погранслужбы, какого-то еще объекта специального назначения. Но никак не частного жилья! И в качестве исключения. При очень серьезной необходимости. Но этих оговорок строительными нормами не предусмотрено. Намеренно? Кто бы сомневался! Хотя бы потому, что за минувшие 15 лет с момента принятия СН РК 2.03-07-2001 зоны разломов активно застраивались.
Но, повторимся, несмотря на то, что бумага разрешила сделать это, сами разломы не исчезли. Они пролегают там же, где и десятки, и сотни лет назад. Только теперь они нагружены новыми зданиями. Относительным сейсмическим затишьем сегодняшнего дня пользуются временщики-девелоперы. По большому счету, их не волнует возможная незавидная судьба обитателей построенных там домов. Они свое получили и получат - в виде вырученного от продажи площадей. А в случае наступления природной катастрофы разгребать последствия будут уже другие люди. Хоронить погибших будут родственники, спасать выживших – государство.
Вот лишь некоторые примеры, как проходят разломы верхней части Алматы. Внушительный и протяженный разлом начинается в верхней части Парка Первого Президента. На его начале расположились микрорайоны Хан-Тенгри и Казахфильм. Один рукав разлома тянется на северо-восток вдоль проспекта Аль-Фараби, проходит под комплексом зданий на реке Есентай и уходит в микрорайон Коктем. Второй рукав протянулся через Баганашил в сторону Кок-Тобе и с севера примкнул к жилмассиву Luxor, перешагнул за проспект Достык и сетью ушел вдоль Кок-Тобе в сторону ВОАД. Восточная объездная автодорога, к слову, большей частью также проложена по разломам, в чем можно обнаружить как раз признаки грамотного подхода: в случае разрушительного землетрясения в этом месте число жертв не будет столь высоким - в сравнении с плотной жилой застройкой вдоль линий разломов.
Особую тревогу вызывает то, что директивно утвержденная карта сейсмического микрорайонирования Алматы (СН РК Б.2.2-7-95) устарела и не может в полной мере обеспечить безопасность строящихся зданий и оценить сейсмический риск уже построенных. Ее составляли еще до того, как появились новые высотные здания и сооружения, неравномерно расположенные и, соответственно, создающие неравномерную нагрузку на грунт, что, в свою очередь, может усилить возможное сейсмическое воздействие.
Здравый смысл подсказывает, что необходимо вновь углубленно изучить зоны тектонических разломов на территории города и разработать новую карту сейсмического микрорайонирования Алматы. Но это входит в противоречие с планами застройщиков. А их лобби способно перечеркнуть любые опасения. Мы уже приводили известную сентенцию выдающегося немецкого философа, социолога и экономиста Карла Маркса, которую он привел в книге “Капитал”. Уместно напомнить ее здесь, поскольку она во многом объясняет, с кем мы имеем дело: “За 10 процентов прибыли капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он оживляется, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, а при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти хотя бы под страхом виселицы”. Только виселицы у нас теперь заменили на жизнь в Швейцарии, Великобритании и подобную “каторгу”.
Таковы гримасы отечественной буржуазии.
Но чем можно оправдать действия того самого “уполномоченного органа по делам строительства РК”, чье разрешение требуется на строительство на сейсмоопасной территории? Такое впечатление, что этот самый орган, по делам строительства, может разрешить строительство хоть в жерле дремлющего вулкана - если это окажется интересным с точки зрения материальной заинтересованности.
А какие еще высокие цели они преследуют и чем оправдывают очевидный риск? Разрешается строительство в сейсмоопасных и селеопасных зонах? Предоставлением жилья обездоленным? Нет. Решением проблем людей, проживающих в стесненных жилищных условиях? Тоже нет. Заботой о социально уязвимых слоях населения, к которым можно отнести сирот, инвалидов и одиноких больных стариков? Опять нет. Быть может, эти чиновники нацелены на возведение общественно значимых объектов для города? Или объектов мирового значения, которые выведут Алматы и Казахстан на исключительные позиции в культуре, науке или привлекут массу туристов? И опять - нет.
Кроме необузданной алчности чиновников-временщиков и их сиюминутной, индивидуальной выгоды объяснить это безобразие нечем. Ради очередного офшорного счета эти люди идут на должностное и человеческое преступление. Алчность чиновника и застройщика - разве достаточное основание? Способно ли оно оправдать преступление, жертвами которого уже стали около двух миллионов человек, поскольку их лишили конституционного права на охрану здоровья?
Понимаем, что для части людей Основной закон страны - как стульчак в туалете, пользоваться им не обязательно. Похоже, что и указание, сделанное президентом даже по конкретному вопросу, то есть по строительству южнее проспекта Аль-Фараби, они низвели примерно до того же уровня. Указания они предпочитают “не слышать”, если оно повлияет на их планы заработать еще немного. Или много.
Что касается строительства выше означенной линии, то президент поднимает эту тему не впервые. И не раз. Как не впервые он настойчиво пытается обратить внимание очередного градоначальника на катастрофическую экологическую ситуацию в Алматы.
Нас также интересует, чем может руководствоваться местная власть, когда саботирует выполнение слова президента. Теоретически власть отдельно взятого города может выразить протест указанию президента, если президент выступил с нездоровой инициативой. К нашему случаю это относится? По нашему мнению, нет и нет. Закон позволяет наложить вето на президентский указ. Для чего могут быть задействованы парламент и Конституционный суд. На нашей памяти эти высшие органы власти ни разу не нашли оснований для демонстрации разногласий такого рода. Мы ни разу не слышали, чтобы парламент наложил вето на указы президента РК запретить застройку селе- и сейсмоопасных зон Алматы.

Большие проблемы
маленького города-героя
Тот, кто называет Алматы мегаполисом, видимо, никогда в настоящем мегаполисе не был. На самом деле Алматы очень небольшой город. Лично я иногда проезжаю город на автомобиле из конца в конец за 30 минут. Хоть с запада на восток, хоть с севера на юг. Соблюдая скоростной режим и сигналы светофора. Это действительно очень небольшой по площади город. Алматы мог бы стать гораздо больше и даже со временем действительно напоминал бы мегаполис, если бы власти подошли к развитию города вдумчиво и рационально. Во благо. А не отдали на откуп нуворишам под хаотическую застройку.
Город расположен в сейсмической зоне и пронизан геологическими разломами. Практически вся верхняя часть города покоится на конусах выноса селевых потоков. Во многих местах имеется опасность схода оползней. В советское время застройку Алма-Аты вели с учетом всех этих рисков. Чтобы уберечь город от опасности природных и техногенных катаклизмов, в специализированных институтах шла исследовательская и экспериментальная работа, трудились геологи и географы, сейсмологи, лавинщики, климатологи. Причем то была подлинная научная среда, в которой не в чести лукавство в обмен на конъюнктуру. Были подробные карты, где строить безопасно, а где это категорически запрещено. С того времени архитекторы прежней школы твердо усвоили, что высотное строительство южнее проспекта Аль-Фараби ни один Гипрострой не согласует и вести не будет.
Но, как говорится, иных уж нет, а те далече. Былой научной школы в Казахстане не стало. Для ее продолжения и развития не осталось ни условий, ни, видимо, потребностей. Зачем, действительно, поддерживать неликвидный актив, который к тому же может стать препятствием для оборота быстрых и больших денег.

 

 

Город изначально не следовало вытягивать вверх даже ниже проспекта Аль-Фараби. И уж тем более пускать большое строительство в предгорья, позволять вырубать сады, распахивать дачи и вместо зеленого пояса строить там новые помпезные коттеджи и разновеликие дворцы.
Город следовало развивать даже не вдоль хребта. Нужно было его раскатывать до побережья Капшагайского водохранилища. А уж пространство от поселка Фабричного до Иссыка он бы и так занял. Но не вдоль верхних Талгарской или Каскеленской трасс. Опорной линией следовало сделать Кульжинский тракт и шоссе Алматы - Бишкек. Вот тогда бы Алматы становился большим продуманным городом, широких транспортных магистралей которого доставало бы и до возросших транспортных потребностей. Достаточно вспомнить проект G4-City, предложенный южнокорейскими урбанологами и поддержанный президентом. Тогда южная казахстанская столица в своем новом формате могла бы стать удобным, грамотно зонированным пространством, а не превратилась бы в тесный и перегруженный людьми и машинами муравейник - со всеми вытекающими проблемами.
Что должно быть понятно - если не изменить взгляда на застройку города, его текущие проблемы будут вставать все острее и жестче. И это пока ничего серьезного - вроде сильного землетрясения или внушительных размеров селя - не произошло. В условиях чрезвычайной ситуации людские и материальные потери окажутся катастрофическими. И что предсказуемо, тех нуворишей и помогавших им чиновников в городе, скорее всего, не окажется. Они, как правило, и были-то здесь временно - пока делили город и прибирали к рукам самые лакомые его куски. А теперь они либо в столице, либо в другом регионе, либо вообще покинули Казахстан. Таков стиль работы временщиков.
С попустительства одних и при участии других Алматы из города с курортным климатом превратился в раскаленную замызганную чадящую сковородку, в которой не укроешься от зноя даже ночью. Нам всем это предстоит испытать уже очень скоро. Причем год от года - все раньше. Потому что настоящая зима в Алматы сжалась до одной-двух недель. Весна насвистывает уже в феврале, а в конце апреля, считай, наступает лето.
Это раньше, в послевоенные годы, в Алма-Ате и вокруг был создан целый санаторно-курортный комплекс. Сюда приезжали поправлять здоровье. Климат и состояние воздушного бассейна Алматы сегодня как некое климатическое гетто, куда впору ссылать провинившихся, аки на рудники.

Фото Алексея Мальченко

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение