|
Айгуль Жилкишина Государственные служащие Астаны сдали подаренные им презенты. По данным департамента государственного имущества и приватизации, на баланс поступили пока сотовый телефон, бутылка виски и авторучка. Средства от продажи подарков с электронного аукциона должны поступить в бюджет государства. Китайский телефон марки Honor (независимая оценочная стоимость 48 тысяч тенге) выставлялся на торги 5 февраля 2016 года, но аукцион не состоялся из-за отсутствия участников. В ближайшее время на электронные торги выставят два других лота - авторучку и виски
Представители департамента государственного имущества и приватизации сетуют, что аукцион идет вяло. Чего же иного стоило ожидать при таком отношении к делу? Пока у нас в стране аукционные продажи не столь частое и привычное явление - мы в этом деле не законодатели мод. И тем не менее поразительно, сколь мало инициативы проявили чиновники и сами организаторы аукциона. Во-первых, подарков в специальный государственный фонд сдано очень мало. Во-вторых, финальная стоимость выставляемого лота во многом определяется тем, кто был его дарителем. Неменьшую роль играет и тот, кто был последним обладателем той или иной вещи. Чем привлекательны аукционы вообще? У потенциальных покупателей есть возможность приобщиться к истории, прикоснуться к биографии выдающихся личностей. Поэтому не менее важно, как преподносится вещь на аукционе. Если это фотография, картина, то участниками аукциона весьма ценятся все отличительные знаки - дарственная роспись должностного или исторического лица и собственно сама история конкретно этой вещи, а кроме этого обязательный сертификат, что эта вещь подлинная, а не куплена в магазине за углом. В таком искусно поданном обрамлении действительно видно, что данная вещь принадлежала значимой или популярной персоне. К примеру, об этом можно судить по надписи: предмет был получен в подарок таким-то чиновником, по такому-то торжественному случаю и при таких обстоятельствах. И вот теперь государственный служащий выставляет эту вещь на аукцион, чтобы пополнить бюджет своей страны. Ведь ценность представляет не сама бутылка виски и не авторучка, а связанный с ними антураж, имидж дарителя. Маловероятно, что на аукционных торгах объявится много желающих купить бутылку виски, которую получил в подарок неизвестный чиновник от анонимного лица.
На выбор участников аукционных торгов может повлиять, к примеру, подпись министра финансов на этикетке бутылки. Значит, не мешало бы получить надпись дарителя, возможно, с фотографией этого события, то есть преподнести все красиво и привлекательно. Именно поэтому такие вещи приносят доход организаторам аукциона. Мы полагаем, что сотрудники департамента государственного имущества и приватизации задавали-таки вопрос тем, кто сдал свои презенты: кому подарили эту бутылку виски? Чиновник, очевидно, отделался фразой: “Это секретная информация”. Кто был дарителем? “Это мы не можем разглашать”. Иначе бы все данные были занесены в информацию о выставляемом лоте. Возникает логический вопрос: а зачем тогда устраивать электронный аукцион при таком отношении к делу? Ответственные за эти торги лица, разумеется, знают, как проводятся аукционные торги. А если в чем-то не хватает практики, то всегда можно узнать, как это делают другие. У нас создается такое впечатление, что аукцион провели именно так, чтобы больше его никогда не устраивать. Возможно, сотрудники вышеупомянутого департамента показали “как не следует проводить аукционные торги” с прицелом на то, чтобы чиновникам в будущем не приходилось бы сдавать подарки в специальный фонд. Если электронный аукцион провести неудачно один раз, потом другой, пятый, то вопрос решится сам по себе. А идею пополнения бюджетных средств за счет аукционных продаж придется навсегда похоронить.
Культ предметов личности А ведь в других странах такие мероприятия приносят огромную прибыль. Например, ежегодно на публичных торгах, организованных знаменитыми Christie’s и Sotheby’s, поклонники западных звезд устраивают финансовые битвы, стремясь купить вожделенные личные вещи своих кумиров. Интерес к приобретению личных вещей героев поп-культуры в США и Европе появился еще в 50-е годы ХХ века. В то время на аукционах начали продавать гитары или платья кумиров миллионов - таких звезд, как Элвис Пресли и Мэрилин Монро. Для фанатеющего западного обывателя вещи звезд почитаемы и святы. На постсоветском пространстве подобные аукционы пока не имеют финансового успеха, потому что наши поклонники не так обожествляют медийных лиц, как в западных странах. Как известно, зерна дают ростки на хорошо подготовленной почве. Коллекционирование личных вещей известных персон (или рыночный сегмент memorabilia, как говорят эксперты) началось на Западе несколько десятков лет назад. Аукционные дома и сетевые торговые площадки в Европе и Америке регулярно проводят аукционы по продаже вещей, принадлежавших знаменитостям. Цены стартуют с нескольких сотен долларов, а к финишу, бывает, доходят до нескольких сотен тысяч. При этом западные фанаты не только коллекционируют звездные предметы, но и перепродают их. Например, в Великобритании с 1994 года трижды в год проводится Memorabilia Event - выставка-продажа постеров, фотографий, книг и дисков с автографами звезд. На нее съезжаются примерно 30 тысяч человек, в том числе более сотни коллекционеров-продавцов. В соседней России пока другие масштабы - в 2005 году там запустили аукцион “Все звезды”, ориентированный, по словам его представителей, на коллекционные вещи. Среди выставляемых лотов - рукопись Владимира Высоцкого. Активной торговли на аукционе пока нет - за все время существования проекта удалось продать лишь редкие фотографии Высоцкого, а также вещи Алексея Романова (группа “Воскресение”) и Глеба Самойлова (группа “Агата Кристи”). К слову, куртка Самойлова ушла с молотка более чем за 2 тысячи евро. Российские эксперты полагают, что если спрос на бывшие в употреблении у звезд вещи и появится, то больших денег на них все равно не заработаешь. “Российские фанаты - чаще всего люди, относящиеся к наименее успешным и обеспеченным социальным группам, - полагает эксперт Михаил Каменский. - Мне сложно представить, чтобы серьезные бизнесмены стали покупать вещи российских знаменитостей как для собственного удовольствия, так и с инвестиционной целью. Спросом у коллекционеров традиционно пользуются самоценные предметы, например произведения искусства, ранее собранные великими людьми. В этом случае стоимость вещи увеличивается. Отдельным направлением собирательства являются архивные документы или оригинальные фотографии выдающихся личностей. Пока в предметы, принадлежавшие знаменитостям, у нас не принято инвестировать. Такие предметы с аукциона покупают только фанаты, которые не собираются их перепродавать. А на Западе аукционы звездных вещей - это хоть и имиджевые мероприятия, но они выгодны всем: и продавцу, и торговой площадке, и покупателю. И напоследок. На одном благотворительном аукциона известная российская актриса театра и кино Татьяна Друбич выставила на торги бутылку белого французского вина Chateau Bastor-Lamontagne Sauternes урожая 1982 года. По желанию актрисы, если вино будет продано дороже 30 000 рублей, она разопьет бутылочку вместе с победителем. Хотелось бы надеяться, что организаторы аукциона в Астане проявят изобретательность и отнесутся к своей работе творчески и неординарно. В таком случае казахстанские чиновники не только смогут принести доход государственной казне, но и повысят свою популярность. |