Алла Иванилова
Президенту понравилась автодорога Астана - Щучинск. “Вам же нравится эта дорога? Мне тоже!” - поделился он своими впечатлениями с журналистами, присутствующими на церемонии открытия движения по всем шести полосам первого в Казахстане автобана Астана - Щучинск. Необходимо заметить, что церемония открытия проходила на символическом седьмом километре от города
Известно, что по состоянию дорог судят о благосостоянии страны. В Казахстане дороги никогда не отличались качеством. Это подтвердят недобрым словом водители.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет 93 тысячи километров, из них в хорошем и удовлетворительном состоянии находится 55 процентов. В ремонте нуждается свыше 40 тысяч километров автодорог.
В последнее время власти серьезно взялись за эту дорожную проблему. Реконструкция и ремонт отечественных магистралей объявлены приоритетом. Стимулом послужило развитие транзитного потенциала республики. Государственные мужи уже сейчас подсчитывают, какую выгоду получит страна, если будут открыты транзитные коридоры.
Естественно, современные дороги должны отличаться качеством. Мы же привыкли - залатать старый асфальт и ездить по нему еще 10 лет. Об этом свойстве упомянул президент: “Вы же помните, какие раньше строились дороги, которые ежегодно ремонтировались, сколько на них затрачивалось средств”.
Первая в стране автодорога, которая отвечает всем современным требованиям, Астана - Щучинск, соединяет Астану с курортной зоной Боровое. Трасса до последнего времени была одной из самых перегруженных в Казахстане. Правительство три года назад приняло решение расширить дорогу до шести полос.
|
Один из векторов политики |
В настоящее время основные работы закончены, и с этой недели открыто движение по всем шести полосам, за исключением участков с бетонным покрытием, набирающих прочность. Полное завершение проекта и сдача его в эксплуатацию планируется в 2009 году.
Протяженность дороги составляет 224 километра, в том числе с шестиполосным движением - 215 километров (по три в каждую сторону движения) и с четырехполосным - 9. Автомагистраль позволяет развивать скорость до 150 километров в час. По прогнозам Министерства транспорта и коммуникаций, пропускная способность новой трассы достигнет 40 тысяч автомобилей в сутки.
На участках Астана - Шортанды и Макинск - Щучинск протяженностью 96 километров выполнено цементобетонное покрытие по немецкой технологии. На остальных участках с асфальтобетонным покрытием верхний слой устраивается из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения все пересечения и примыкания к второстепенным дорогам предусмотрены в разных уровнях, для чего сделаны (или будут сделаны) 23 транспортные развязки, 9 мостов и путепроводов. На всем протяжении автострады на разделительной полосе и обочинах устанавливается барьерное ограждение.
В реализации проекта задействовано пять дорожно-строительных компаний, пять цементобетонных и 11 асфальтобетонных заводов. Привлечено свыше 1,4 тысячи единиц техники, порядка 3,5 тысячи человек, из них 500 иностранных специалистов. За период строительства уложено 1,6 миллиона тонн цементобетона и более двух миллионов тонн асфальтобетона и черной смеси.
Автодорога Астана - Щучинск обошлась государству в 115 миллиардов тенге. Стоимость только одного километра автобана достигает трех-четырех миллионов долларов.
Кроме того, для безаварийного функционирования автобана планируется внедрить интеллектуальную транспортную систему, именуемую ITS, или “умная дорога”, которая предусматривает устройство на протяжении всей дороги видеонаблюдения, контроля за скоростным режимом и весовыми параметрами движущихся автотранспортных средств, аварийно-вызывную связь, оповещение участников движения о дорожных и метеорологических условиях. Система позволит обеспечить управление дорожным движением в реальном времени.
Данный проект предлагается реализовать на концессионной основе, с передачей концессионеру права сбора платежей за проезд, с организацией содержания и эксплуатации дороги. В настоящее время завершается разработка технико-экономического обоснования концессионного проекта, и уже в декабре планируется объявить конкурс на привлечение потенциального концессионера. Сегодня к реализации проекта проявляют интерес компании из Франции (“Алкател”), Сингапура (“Сингапуртехнолоджи”), Австрии (“Капш”), Хорватии и ряд других зарубежных фирм, имеющих опыт по “умным дорогам”.
Кроме внедрения интеллектуальной транспортной системы за счет частных инвестиций предусмотрено строительство трех современных комплексов придорожного сервиса, включающих кемпинг, пункт питания, АЗС, СТО и парковку.
Подобные ноу-хау в дальнейшем появятся на других дорожных проектах.
При успешной реализации всех задуманных концессионных проектов, а их пока 10, к 2013 году будет введено в эксплуатацию 2463 километра современных и качественных дорог.
Астана |