|
Мадина Меирманова Много лет назад, вскоре после обретения Казахстаном независимости, первый президент страны Нурсултан Назарбаев провозгласил “схему” развития государства: сначала экономика, потом политика. Экономические успехи Казахстана впечатляющи - страна является одним из лидеров в СНГ. Похоже, настало время политических перемен
О возможности превращения Казахстана из президентско-парламентской республики в парламентскую говорят уже много лет. Но провозглашенный на заре независимости принцип “Сначала - сильное государство и экономика, а потом - политика” оказался незыблемым. Меньше года тому назад Нурсултан Назарбаев в своей предвыборной программе пообещал, что за пять лет страна не только достигнет необходимого уровня силы и экономики (на это направлены пять институциональных реформ), но и начнет постепенную политическую трансформацию. Собственно, пятая реформа - “Транспарентное и подотчетное государство” - как раз и является завершающим шагом экономических перемен и подготовительным процессом для перераспределения властных полномочий от президента к парламенту и правительству. Как тогда уточнил президент: “С учетом наших традиций”. По традиции реформирование начинается со смены парламента. На прошлой неделе мажилис попросил президента объявить досрочные парламентские выборы в связи с выполнением им “исторической миссии”. Депутаты имели в виду принятие 80 законов для реализации Плана нации “100 шагов” (то есть пошагового реформирования страны) и требовали плебисцита в поддержку госполитики - выборов в новый парламент. Судя по всему, именно ему и предстоит принять важнейшие законы, которые лягут в основу конституционного реформирования по превращению страны в президентско-парламентскую или даже парламентскую республику.
Впрочем, если посмотреть пристальнее... В Казахстане уже наличествуют все признаки президентско-парламентской формы правления. Парламент имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. (При президентской форме правления парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.) То есть, в принципе, все признаки наличия в стране президентско-парламентской республики налицо. Наиболее яркими примерами такой формы правления могут быть такие государства, как Пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Финляндия, Польша, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Украина, Киргизия. Пойдем ли мы дальше и превратится ли Казахстан в парламентскую республику?
Если же предположить... Как же будет выглядеть политически модернизированный Казахстан? Чей опыт он переймет: развитых стран Запада или развивающихся постсоветских республик? Итак, если брать за основу, что Казахстан уже де-факто превратился в президентско-парламентскую республику, то основное отличие от парламентской - это компетенция власти. В парламентской республике доминирует принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Президент во многих странах с такой формой правления хоть и наличествует, но его роль больше формальная и представительская. Полнотой власти он не обладает. Точнее, он хоть и считается главой страны, но его любое действие должно быть одобрено главой правительства. Впрочем, глава государства имеет право распустить парламент (опять же с одобрения премьер-министра). Само правительство формируется только парламентским путем из числа партий, занимающих кресла в парламенте. То есть чем больше мест в парламенте заняла партия - тем больше у нее шансов создать собственное правительство. В этом случае парламент в лице депутатского большинства, правительство и президент являются выразителями воли одной партии. А премьер-министр - ее лидером. Наиболее яркими примерами таких парламентских республик являются Италия и Турция. Очень часто возникает дилемма, когда партии набрали относительно равное число голосов избирателей и очень трудно сформировать правительство одной партией. Тогда формируется коалиционное правительство.
“Испытание на прочность” Многие государства столкнулись с нестабильностью таких правительств. В результате в государствах смены Кабмина (да и парламента) проходят гораздо чаще, чем определено законами. То парламент недоволен политикой правительства, то правительству “неугоден” парламент. В период парламентского режима Четвертой республики во Франции (1946-1958 гг.) правительства менялись как перчатки: за 12 лет сменилось 24 кабинета министров. В результате страна перешла на президентско-парламентскую форму правления. В Италии за 17 лет (1991-2008 годы) парламент распускался четыре раза и сменилось 13 премьер-министров. А в Турции только в 1996-1997 гг. премьер-министр менялся четыре раза. Островком спокойствия можно назвать лишь некоторые государства - парламентские республики. Германия - вообще идеальный пример. Все годы правления (а это уже 10 лет) Ангеле Меркель удавалось балансировать между интересами разных партий. А главное - получать от них одобрение на претворение в жизнь собственной политики. (Впрочем, последняя ситуация с беженцами, кажется, серьезно пошатнула веру немцев в ее непогрешимость.) В Монголии, которая с 1992 года также стала парламентской республикой, разногласия в коалиционном правительстве привели к массовым беспорядкам в 2006 году. Тогда представители одной партии громили офис другой партии Кабмина. Из последних примеров - дрязги на Украине. Вчерашние соратники на Майдане - Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко - просто не смогли поделить власть. Собственно, к власти-то эта компания смогла прийти лишь взамен на урезание полномочий главы государства. Тимошенко в дальнейшем настаивала на превращении страны в парламентскую республику (тогда бы вся власть принадлежала ей как премьеру), Ющенко не желал расставаться с полномочиями как президент. За всем этим наблюдал парламент. В итоге президент отправил премьера в отставку, а блок Тимошенко (фракция объединенных социал-демократов при поддержке коммунистов) едва не признала Ющенко нелегитимным президентом и чуть не объявила ему импичмент. Именно при отсутствии опыта “договариваться” у разных политических сил парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими и президентско-парламентскими республиками. Казахстану, возможно, на начальном этапе перехода к новой форме правления особо беспокоиться не придется. И сегодня в мажилисе особой оппозиции не наблюдается. И две партии, присутствующие там, кроме правящей партии “Нур Отан”, являются даже не членами коалиции, но выступающими единым блоком и полностью поддерживающими политику президента.
Астана
|