|
Алла Иванилова На днях мажилис парламента одобрил в первом чтении поправки в законодательство по защите прав потребителей. Чиновники уверены, что для Казахстана, который без пяти минут полноправный участник Всемирной торговой организации, этот закон актуален
Ситуация с защитой прав потребителей в Казахстане неоднозначная. Вроде закон есть, но он работает неэффективно. У госоргана, который призван регулировать и контролировать, чтобы на прилавки попадали только качественные товары, связаны руки. В итоге спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Учитывая, что со вступлением в ВТО поток товаров в страну возрастет, необходимо усилить защиту потребителей. Кроме того, ратифицированный в октябре 2014 года Договор о Евразийском экономическом союзе предполагает проведение согласованной политики в этой сфере. История с потребительским правом в стране не сильно богатая. Действующий Закон “О защите прав потребителей” приняли еще в далеком 1991 году. В 2010 году вышла его вторая редакция. И до конца 2013 года чиновники обещали обновить законодательство, без чего невозможно решить проблемы, которые существуют сейчас в отрасли. А их немало. Как мы неоднократно писали, ежегодно количество жалоб на некачественный товар или услуги в стране только увеличивается. Чаще всего казахстанцы жалуются на приобретенную бытовую технику, продукты питания, одежду и некачественную мебель. Также критикуется пищевая продукция - качество, цена, “просрочка” и т.д. Однако свое обещание государственные мужи “просрочили” и внесли в парламент обещанный законопроект в конце июня текущего года, перед тем как депутаты ушли на каникулы. В частности, внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в шесть законов. Поступившие 184 предложения от мажилисменов обсудили на восьми заседаниях рабочей группы. И вот недавно, представляя в мажилисе законопроект, министр национальной экономики Ерболат Досаев отметил, что предусматриваются укрепление компетенции уполномоченного органа и обеспечение дополнительными правовыми гарантиями потребителей, которые будут способствовать формированию социально-ответственной предпринимательской среды. Законопроектом усовершенствованы требования и установлены конкретные сроки к продаже, возврату и замене товаров, детализированы условия выполнения работ и оказания услуг. Так, увеличен срок предъявления требований при обнаружении умышленно скрытых исполнителем недостатков выполненной работы с трех до пяти лет касательно зданий и сооружений. Помимо этого на сезонные товары - меха, обувь, верхнюю одежду - установлен гарантийный срок. “Обычно мы покупаем раньше, а начинаем пользоваться позже. С момента выдачи чека на товар используются гарантийные сроки”, - пояснил министр. Такая практика существует в зарубежных странах, где гарантийные сроки исчисляются со дня наступления соответствующего сезона. Так, в соседней с нами России, Омской области, сроки сезонности установлены: зимний - с 1 ноября по 31 марта включительно, весенний - с 1 апреля по 31 мая включительно, летний - с 1 июня по 31 августа включительно, осенний - с 1 сентября по 31 октября включительно. Таким образом, если летние босоножки куплены весной, гарантийный срок начнет исчисляться не со дня покупки, а с 1 июня. Гарантийный срок устанавливает изготовитель товара либо продавец, а если не установил, то он может действовать в пределах соответствующего сезона. Например, если купили зимние сапоги и гарантийный срок не установлен, то он действует в течение пяти месяцев (с 1 ноября по 31 марта). Главное - сохранять кассовый или товарный чек. Законопроектом предлагается закрепить требование к застройщикам по использованию ими при рекламе реализуемых жилых объектов классификаций жилья исключительно согласно действующим строительным нормам и правилам. “В рекламе, которую мы видим при продаже зданий, написано: элитное жилье, комфортное, бизнес-класса и т.д. Мы считаем, что эта классификация вводит в заблуждение наших потребителей”, - отметил глава Министерства национальной экономики. Поэтому застройщикам необходимо придерживаться существующих СНиПов, которые делят жилье на четыре категории: 1, 2 - это бизнес-класс и элитное, а 3, 4 - эконом.
Помимо этого в Законе “Об электроэнергетике” предлагается разграничить тепловую и электрическую энергии при прекращении подачи одной из них потребителю за неуплату задолженности. Такая необходимость возникла в связи с тем, что зачастую “должникам” за тепло отключают свет, поскольку это позволяют технические возможности, ведь батареи в отдельной квартире не “перекроешь”. Шагая в ногу со временем, в законопроекте прописали правовые условия электронной торговли, чего по сей день не было в отечественном законодательстве. Карты в руки даются госоргану, отвечающему за защиту прав потребителей. Это соответствующий комитет в составе Министерства национальной экономики. Ужесточена административная ответственность за повторные нарушения в области технического регулирования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов. Также Административный кодекс дополняется статьей по наделению руководителей уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей полномочиями по наложению административных взысканий в данных областях. Также теперь будут вестись полугодовой и годовой анализы жалоб потребителей, а также ежегодный отчет о деятельности госорганов в этом вопросе. Более того, годовой отчет о состоянии защиты прав потребителей в Казахстане будет представляться главе государства. Для усиления роли общественных объединений предусмотрено расширение их полномочий. Теперь общества защиты прав потребителей могут предоставлять в соответствующие госорганы информацию для принятия мер в отношении лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, работ и услуг, не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству. А также представлять интересы потребителей в процессе медиации и предъявлять иски от лица тех, кто не является членом общественных объединений. Поправки в законодательство по защите прав потребителей будут обсуждать еще во втором чтении, и, возможно, до Нового года они будут одобрены мажилисом.
Астана |