|
Алан Байтенов Акимат Алматы не собирается отказываться от идеи выделенных полос. В ближайшее время в городе планируют ввести специальные линии еще на восьми улицах. Это, по заявлению представителей администрации города, “положительный опыт” зарубежных стран. Но как же наша специфика? Большинство предложенных для реконструкции улиц сегодня имеют всего две полосы. И, заняв одну из них, можно создать хаос во всем городе. Поэтому предполагается, что совсем скоро начнется масштабный проект по расширению проезжей части - город начнут перестраивать заново. По-новому и на широкую ногу
Не так давно в информационном пространстве появилось сообщение - мол, выделенную полосу для общественного транспорта по проспекту Абая уберут. Алматинцы-автолюбители, которых большинство, вздохнули с облегчением. В часы пик выделенная полоса серьезно мешала движению и создавала дополнительную нагрузку на пересекающие проспект улицы. И в самое жаркое время приходилось простаивать в пробке, чтобы попасть на магистраль, до часа. Все это, в конце концов, приводило к повышенному расходу топлива и ухудшению экологической обстановки в городе. Тут же и нервы - многочисленные мелкие ДТП, согласитесь, настроение не поднимают. Однако, как сообщает информационное агентство КазТАГ со ссылкой на акимат, выделенная полоса по Абая все же остается. Да, уберут выделенную линию, но только на нескольких участках - узких, то есть двухполосных. Хотя, по сути, проект лишен смысла - эпизодическая полоса не даст ожидаемого эффекта.
Тем не менее все это по-прежнему остается вполне привлекательным для чиновников. Ведь отмеченные двухполосные участки необходимо расширять - есть основание для создания отдельной статьи расходов. И тем более интересен новый проект - добавить выделенные полосы еще на восьми улицах города. Вот полный список: проспект Райымбека, улица Мустафина, улица Сулейменова, улица Жандосова, улица Тимирязева, улица Желтоксан, улица Толе би и ВОАД. Есть и такая подробность - отныне выделенная полоса будет предназначаться не только для общественного транспорта, но и для такси. Правда, говорят чиновники, двигаться по ней смогут только официально зарегистрированные перевозчики. Масштаб проекта представить несложно. Большинство перечисленных улиц являются двухполосными (в одном направлении). Следовательно, для того чтобы забрать одну и при этом не остановить поток машин окончательно, необходимо доработать проезжую часть. Все это потребует серьезных финансовых вложений. Необходимо будет не только купить и закатать тонны асфальта, но и подчистить обочины. К примеру, перенести стационарное освещение и снести массивные деревья, которые сегодня пока справляются с фильтрацией тяжелого алматинского воздуха. К тому же придется сократить ширину пешеходных зон, а также найти новое место для арычной системы. В смету можно смело вписывать тонны бордюров, желобов, несметное количество фонарей, асфальта и саженцев. Здесь же и топливо для техники, аренда самой техники и оплата труда субподрядных организаций. Вкусно, особенно в нынешнее не самое простое время. Но мы понимаем, как сегодня предпочитают действовать чиновники. Сейчас уже никто не осмеливается распределять бюджетные средства сразу по портфелям. Учитывая действующую программу борьбы с коррупцией, выходит себе дороже. Поэтому приходится придумывать новые схемы честного освоения бюджетных средств. Все чисто - работа исполнена, деньги освоены. Но, вспоминая о тотальном дефиците бюджета, самом серьезном со времен распада СССР экономическом кризисе, насколько оправданы такого рода проекты? Не лучше ли обратить внимание на дальнейшее развитие сети городского метрополитена? И наконец связать спальные районы с центром города, попутно сократив количество наземного транспорта. Насколько нам известно, эта программа некогда была приоритетной у представителей городской администрации. Сейчас изменилось многое, и единственная возможность заработать - это освоить бюджетные средства. И кстати, выбор пал как раз на те улицы, где есть возможность переделки. Абсолютно логично. Еще один момент, который нам показался интересным в недавнем сообщении городской администрации - на выделенную полосу кроме общественного транспорта смогут заезжать и службы такси. Но только официально зарегистрированные. Да, с одной стороны, таким образом администрация пытается вывести многих перевозчиков из тени. Но при этом замыкает на себе получение так называемой лицензии на выделенную полосу движения. Цену этой бумаги, а также условия ее получения, по всей видимости, будет определять лишь одно ведомство. Однако, учитывая специфику работы чиновников, мы предполагаем, к чему это может привести. Проще говоря, этот механизм может и не пройти государственную проверку на “создание условий для возникновения коррупции”. И ведь найдутся такие, которые приобретать эту лицензию откажутся, отчего и заполнение выделенных полос будет минимальным - только муниципальный транспорт. Поэтому в ближайшее время мы увидим следующее - под завязку забитые, условно, две полосы и совершенно свободная выделенная. Можно ли это назвать рациональным использованием и без того дефицитной полезной площади проезжих частей?
Фото Алексей Мальченко
|