|
Алан Байтенов Из-за экологического сбора казахстанцы будут ездить на подержанных авто до полного износа Существенные “скидки” на таможню по условиям вступления в ВТО не обеспечат Казахстан доступными автомобилями. 19 процентов против существующих примерно 30-35 - это не для нас. Платить все равно придется много - государство нашло способ выйти из положения с “дешевой” таможней. Недавно сенат одобрил законопроект, согласно которому, чтобы поставить на учет ввезенный автомобиль старше трех лет, придется отдать 500 МРП. По сегодняшнему курсу - около одного миллиона тенге. Это не утилизационный сбор, однако отношение к экологии имеет - мол, физические и юридические лица ответственны за те вредные выбросы, что производят машины, следовательно, должны “нести в кассу”. По мнению независимых экспертов, новый оброк - “естественная” реакция государства, направленная на защиту интересов представителей отечественного автопрома и официальных дилеров. Впрочем, профильные министерства не скрывают “подложку” - мол, так поступают и другие государства. К примеру, Россия. Единственное отличие - “соседу” на самом деле есть что защищать
Автолюбителей республики продолжают загонять в рамки в отчаянной попытке спасти отечественный автопром и реализовать как можно больше официально представленных автомобилей. Теперь для того, чтобы поставить на учет ввезенный автомобиль старше трех лет от роду, необходимо перечислить в доход государства 500 МРП. Учитывая нынешний показатель 1982 тенге за 1 МРП, “экологический сбор” составит 991 тысячу тенге. Причем ставка МРП в следующем году изменится, следовательно, вырастет и окончательная сумма. На другой “возраст” - ставки другие. На новые авто - это 0,25 МРП. А на те, что старше года, но младше трех лет, - 50 МРП. Это относительно группы “М1” - той самой, в которую попадают традиционные легковые авто. Почему такой разрыв именно с “трехлетками”? Это самая опасная категория - автомобиль, что называется, в самом соку, но при этом уже потерял достаточно от первоначальной стоимости. И именно такие машины могли пойти в Казахстан с учетом вступления в ВТО практически со всего мира. Тем самым окончательно “пригвоздив” наш автопром и серьезно подпортив показатели продаж “официалам”. При этом еще и существенно сократить поступления в бюджет. Как ни крути, не выгодно ни государству, ни, получается, бизнесу.
Чиновники не скрывают: лишить казахстанцев доступных машин - мера вынужденная и якобы полезная. Однако нам обещают, что “цены” на таможне вроде как не должны измениться. Но в наших расчетах что-то не сходится. За основу возьмем классический седан с двигателем объемом 2,5 литра и возрастом от трех до пяти лет. Сегодня таможня на этот автомобиль составляет 2,15 евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя. То есть 5375 евро. Что примерно и есть тот показатель в 30 процентов. Теперь с 2016 года таможня “падает” до 19 процентов. То есть с этим же автомобилем сумма таможенной очистки составит около 3165 евро. Прибавляем около 3000 евро (примерно 500 МРП на момент подготовки материала) за вред экологии и получаем на выходе 6165 евро. Так что наш результат подсчетов почему-то отличается от официального, и о неизменности цен на таможню с вводом нового экологического сбора говорить уже не получается. Что же происходит на рынке на самом деле? И в чьих интересах действует государство сегодня? С этими вопросами мы обратились к Максату Мирманову, основателю компании Samal Motors. Максат Мирманов побывал, что называется, и там и здесь - в автобизнесе с 2002 года. Занимал ключевые посты в крупнейших компаниях, что именуют себя официальными дилерами. А с недавнего времени работает самостоятельно - сфера параллельного импорта. По мнению эксперта, у министерства сегодня две главные задачи. Первая - не допустить снижения поступлений в бюджет из-за требований ВТО. И “экологический сбор” “может быть всего лишь первой ступенью компенсации поступлений в бюджет”. Далее возможно введение и отдельного утилизационного сбора, относительно применения которого Казахстан еще не определился окончательно. А вторая - таким вот образом расчищают пространство для официальных дилеров и представителей отечественного автопрома. Сегодня уже ограничили деятельность “серых дилеров” (необходимо получить лицензию, что, по мнению спикера, сделать практически невозможно), теперь дело только за корректировкой свободы выбора. И ее, по сути, не остается. То есть, вспоминая те самые 500 МРП, уже не осталось. К тому же эксперт отметил такой момент. У казахстанских производителей авто остается все меньше времени, чтобы достичь необходимого уровня локализации производства. По требованиям ЕАЭС наши автосборочные предприятия должны достигнуть уровня локализации до 30 процентов к 2017 году. Иначе придется останавливать производство некоторых моделей. И времени, чтобы подобрать бренды, организовать производство комплектующих, было достаточно. Однако. “У нас все были заняты продажей автомобилей. В России все по-другому - там правительство последовательно работало с автопромом. В частности, были поставлены условия - достиг к определенному сроку, условно, локализации в 10 процентов - сохраняешь преференции. Достиг, к примеру, 20 процентов - так же остаешься в программе поддержки. И так далее. У нас же постоянно оттягивали - отсюда и все сложности. Сегодня, кстати, идут разговоры, чтобы еще отодвинуть предельные сроки достижения 30-процентной локализации производства. Но вот получится ли? Чем это грозит? Примерно из 35 моделей, что собирают в Казахстане, “выживут” максимум 10. Впрочем, то, что предположительно останется, нельзя назвать сверхпопулярным на нашем рынке. Скорее всего, еще и поэтому пытаются расчистить пространство всеми возможными способами, делая альтернативный ввоз автомобилей нерентабельным или даже невозможным. Фактически пытаясь в последний момент привлечь средства на расширение производства опять же за счет населения”, - отмечает Максат Мирманов. Кстати, у проекта “закрытия границ” есть еще одна особенность. Учитывая ситуацию на рынке, когда каждую неделю тенге теряет в весе и растут цены на “новые старые” автомобили, казахстанцы продолжат пользоваться тем, что уже было завезено, как говорится, до полного износа. А это совершенно обратный эффект инициативы обновления автопарка и поддержки отечественного производителя. Ради чего вроде как все и затевалось. |