|
Ольга Шишанова После гибели сайги в Казахстане на подворьях начал гибнуть скот. Специалисты теряются в догадках, выдвигая самые разные предположения причин происходящего - от аномальных природных условий до неизвестной инфекции, которая поразила сайгу
Июнь и июль “порадовали” сельхозтоваропроизводителей своими погодными условиями - резкий шквалистый ветер, приносящий с собой град и холодный дождь после аномальной жары, бушевал в степях Казахстана почти постоянно едва ли не с начала лета. В результате, по данным сельхозуправлений регионов, в Костанайской области погибло свыше 80 голов КРС и почти 20 лошадей, в Актюбинской области на частных подворьях и крестьянских хозяйствах не досчитались 65 голов лошадей, 28 коров и около 250 голов мелкого рогатого скота, в Ерментауском районе Карагандинской области - 1261 голову скота в шести крестьянских хозяйствах, в Акмолинской области - более 1200 голов скота. В крестьянских хозяйствах Кызылординской области, где пало 230 элитных овец и столько же болеют, пострадавший скот закупался за счет банковских займов, и теперь тамошние фермеры могут запросто угодить в долговую яму. Но больше всего пострадали фермеры Павлодарской области, где количество павших овец и коз перевалило за две тысячи. Предварительный ущерб, по некоторым данным, оценивается в 50 миллионов тенге, однако Минсельхоз не спешит обрадовать СХТП компенсацией за павший скот, в регионах работают комиссии, которые пытаются докопаться до причин происшедшего. Конечно, погодные условия всегда были и, вероятно, останутся главной и первой причиной проблем для любого фермера, тем более в Казахстане, где теперь, оказывается, проблематично не только выращивание зерновых, но и животноводство.
Ветеринары и региональные департаменты ЧС в один голос утверждают, что предварительная и основная причина гибели животных - аномальная жара и резкое похолодание, тем более в той же Павлодарской области большинство коз и овец успело пройти стрижку, а значит, короткий волосяной покров не мог защитить их от холода. Но при этом в ДЧС отметили, что все летние отгонные точки не оборудованы крытыми загонами, хотя каждое штормовое предупреждение объявлялось, как правило, за несколько дней до разгула стихии. То есть налицо обычная бесхозяйственность, тем более, по словам местных жителей, скот таким образом гибнет каждый год, просто в этом году слишком большие цифры, да еще на фоне предыдущего мора сайги, итоги которого не озвучены до сих пор. Однако не все так просто, вряд ли можно свалить только на погодные условия наблюдавшиеся сельскими ветеринарами странные признаки болезни. В той же Костанайской области, по данным ветеринаров сельского округа, у погибшего скота раздуты конечности и опухшая голова. В других областях у больного скота наблюдались воспаление слизистых оболочек ротовой и ноздревой полостей, одышка, пенистое слюноотделение, периодические задержки дыхания, у молодняка - заболевания легких. Более того, трупы животных, пострадавших от неизвестной пока инфекции, весьма схожей по своим признакам с той, которая поразила треть популяции сайги, свозятся в типовые скотомогильники, а не сжигаются, что снова говорит о проблемах в ветеринарной отрасли, поднимавшихся главой Минсельхоза Асылжаном Мамытбековым неоднократно. Кроме того, стало известно, что в конце июня в Карагандинской области крупный рогатый скот - более 100 голов, за который фермерам все-таки была обещана компенсация, пострадал от листериоза. По заверениям специалистов, мясо таких животных нельзя продавать на рынках, зато при соблюдении необходимых технологий оно может пойти на изготовление тушенки и консервов. Но, зная “ответственность” некоторых сельхозтоваропроизводителей, поневоле можно опасаться такой бомбы замедленного действия, поскольку инфекционные заболевания крупного и малого рогатого скота, а листериоз относится именно к таковым, опасны для человека изменением на генетическом уровне. И снова непонятен, впрочем, вполне закономерный для казахстанского фермерства факт, почему животные не были ранее привиты против этого, да и наверняка против других подобных заболеваний, а начали их прививать в спешном порядке уже после случившегося.
Астана |