|
Ботагоз Омар Завершены переговоры об условиях вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). В самое ближайшее время, 22 июня, ожидается утверждение проекта, в котором будут прописаны обязательства нашей страны в качестве члена этой авторитетной международной структуры. “Я поздравляю членов ВТО и правительство Республики Казахстан с историческим этапом - сегодня завершены переговоры о вступлении Казахстана в ВТО. Я с нетерпением жду Казахстан в ВТО”, - отметил генеральный директор организации Роберту Азеведу
На заседании, которое прошло в Женеве в минувшую среду, члены рабочей группы приветствовали завершение переговорного процесса, который стал одним из наиболее сложных за 20-летнюю историю ВТО. После официального утверждения проекта вступления Казахстана в эту организацию он будет направлен в Генеральный совет для официального принятия каждым из 161 члена ВТО. Как неоднократно заявляли руководители казахстанской делегации по вступлению страны в ВТО, для нас важны были не сроки, а условия, которых добивался Казахстан. Главная сложность и уникальность вступления Казахстана в ВТО заключалась в необходимости договориться о тарифах, что связано с членством республики в Евразийском экономическом союзе. Между тем после запуска Таможенного союза и вхождения в ВТО России в 2012 году многие аналитики стран “тройки” высказывали мнение, что в связи с тем, что Москва вошла в эту организацию на вполне выгодных для себя условиях, теперь Вашингтон и Брюссель намерены добиться от Астаны более низких таможенных тарифов, чем те, что действуют в рамках ЕАЭС. Если это удастся, то все достижения России на переговорах по ВТО будут сведены к нулю. Пока, однако, Казахстану удалось добиться роста таможенных пошлин по сравнению с теми, которые предполагались до создания евразийского союза. По информации министра по экономической интеграции Жанар Айтжановой, по всей товарной номенклатуре среднеарифметическое значение наших импортных таможенных пошлин в ВТО будет составлять 7,9 процента (против 6,2 процента, которые были до формирования ТС), по сельскохозяйственным товарам - 13,2 (до формирования ТС - 12,1 процента) и 6,5 процента против 4,6 процента до формирования ТС. Что касается сроков вступления, то до мировых рекордов нам далеко, хотя средний срок вступления в ВТО составляет 13 лет. Однако впереди планеты всей в этом плане Алжир, который ведет переговоры с членами ВТО еще с прошлого века: заявку на вступление в эту организацию официальные лица этой страны оформляли в 1988 году, когда мир знал предтечу ВТО в виде Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Казахстан подал документы в Женеву в 1996 году, тогда же мы получили статус наблюдателя в этой организации, и теперь ждем вступления уже более 18 лет. До настоящего времени с участием казахстанских переговорщиков провели более 11,5 тысячи переговоров, протоколов и встреч на международном уровне по присоединению в ВТО. Для сравнения, КНР для осуществления этого шага потребовалось 15 лет, Россия ждала своей очереди 19 лет. Единственная страна, которую приняли в ускоренном режиме в порядке исключения - Кыргызстан, который оформил все эти процедуры буквально за три года. Но, как показывает практика, спешка - далеко не благо, в том числе и в этом процессе. Кстати, единственным безусловным плюсом от вступления Бишкека в эту международную организацию стало развитие легкой промышленности, однако в большинстве случаев - с низким качеством, открытие самого большого в Центральной Азии оптово-розничного рынка “Дордой” недалеко от кыргызской столицы и рынка “Кара Суу” в Ошской области. В то время как производство мяса в этой стране упало в 30 раз, других видов сельскохозяйственной продукции - в 35 раз, а промышленное производство исчезло полностью. Поэтому, как показал опыт нашего южного соседа, главное - не сроки, а качество вступления. По мнению управляющего партнера Strategy Partners Александра Идрисова, Казахстану ВТО необходима прежде всего для того, чтобы остаться на экономической карте. “В противном случае, можно исчезнуть совсем. Если не быть частью мира, вы не сможете производить на 17-миллионный рынок. Это ничто в современном производстве. Вы не сможете строить современные предприятия без увеличения рынка, потому что требуется эффект масштаба”, - считает аналитик. В свою очередь, российский статистик, экономист Михаил Хазин считает, что “частично вступление Казахстана в ВТО - это политический шаг, частично - это требование МВФ. К этому нужно относиться аккуратно, и я думаю, что Казахстан сможет себя защитить, поскольку промышленная и защитная политика в вашей стране куда более адекватна, чем в России”. Казахстанские власти заявляют, что вступление в ВТО сулит интеграцию в глобальную торговую систему, недискриминационные условия для доступа казахстанской продукции на иностранные рынки на основе принципов режима наибольшего благоприятствования, доступ к международному механизму разрешения споров, возможность участия в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов, создание более благоприятного климата для привлечения зарубежных инвестиций. Кроме того, население может получить более широкий ассортимент высококачественной продукции, что, в свою очередь, будет служить новым стимулом для отечественных производителей по повышению качества товара и поиску путей по снижению себестоимости.
Астана |