|
Алан Байтенов Одна из основных фобий казахстанца - девальвация. Точнее, опасение, что она будет резкой, внезапной. Правда, нам с высоких трибун говорили, что отныне подобных скачков, как в 2009 и 2014 годах, не будет. (Тогда, напомним, доллар сразу подорожал на 25 процентов.) А будет постепенное обесценивание, которое не сильно травмирует как кошелек, так и психику среднестатистического казахстанца. И вот, похоже, началось - постепенное обесценивание тенге стартовала с главного ценообразующего фактора - с цены на бензин. Как известно, с конца прошлой недели максимальная стоимость литра 92-го и 93-го составляет 108 тенге против прежних 99. К тому же удачно подобрано и время - период отпусков, когда меньше всего хочется думать об экономике
Курс казахстанского тенге переживал несколько очень серьезных корректировок. Но сегодня мы вспомним наиболее яркие и значительные - девальвацию 2009 и 2014 годов. Почему мы предлагаем вернуться в прошлое? Дело в том, что “горючка” входит в себестоимость практически любого товара. И в конечном итоге отличное объяснение поднятия цены на товар или услугу - то, что топливо подорожало, неужели прикажете работать себе в убыток? Но обо всем по порядку.
3 февраля 2009 года. Курс доллара в районе 120 тенге. А 4 февраля курс доллара уже 150 тенге. У публики пусть и не паника, но конкретное возмущение. Винят во всем господина Марченко, мол, именно он, будучи главой Национального банка, придумал и реализовал такую вот шоковую процедуру. На что он сам несколько раз оправдывался - мол, посмотрите на падение цены на нефть. Да и, собственно, надо поберечь золотовалютные резервы нашей страны - на то, чтобы держать курс нашей валюты на том же уровне, государство тратит миллиарды долларов. В общем, после того, как провели подобную операцию, ожидаемо поднялись все цены. К примеру, по состоянию на 15 января 2009 года средняя цена на 92-й бензин была зафиксирована на уровне 68 тенге за литр. А уже к концу года, 1 декабря, цену на него установили на уровне 82 тенге. К слову, среднерыночная была в районе 88 тенге. Автоматически к такому уровню подтянули и другие цены - примерно на 20 процентов взлетели перевозки, а с ними и цены на товары народного потребления и продукты. Сахар подрос на 39 процентов, кофе, чай, какао - на 25 процентов, алкоголь - на 12 процентов. Поднялись в цене и хлебобулочные изделия - в среднем на восемь процентов. К слову, социально значимые продукты...
Примерно то же самое было и в 2014 году. Опять февраль - и опять девальвация. Правда, на этот раз публика вспоминает господина Келимбетова. Особенно его слова. Что-то вроде “мы шли к девальвации планомерно” и “я сам узнал об этом утром”... И тут же опять повышение цен на топливо. Примерно за два месяца до девальвации государство приняло решение поднять стоимость 92-го со 110 тенге за литр до 115 тенге. Чуть позже к этому виду топлива подтянули дизель и 80-й бензин. Опять-таки пришлось корректировать цены на товары и услуги. Так, согласно исследованиям, хлеб из пшеничной муки высшего сорта подорожал на 4,8 процента по сравнению с ценой на конец 2013 года. Цена на хлеб - отличный способ показать влияние цены горючего на стоимость нашей жизни. Ведь для того, чтобы получить этот продукт, топливо-то в первую очередь и нужно. Да, конечно, для того, чтобы посадить зерно, убрать его и получить конечный продукт, может быть, и не нужен тот самый 92-й, 93-й бензин, но, скорее всего, повышение цен на этот вид топлива - всего лишь начало. И в самое ближайшее время, а именно к концу лета, мы увидим, как к повышенной стоимости в 108 тенге за литр подтянется цена на 80-й бензин и на дизельное топливо. Так вот - цены и в этом случае поползли вверх. Мы пройдем лишь по основным позициям. Так, в апреле 2014 года, то есть через месяц после девальвации, специалисты отметили рост цен на картофель примерно на 14 процентов. Фрукты показали рост в 12 процентов. “Молочка” подросла на шесть процентов. Крупы подскочили примерно на три процента. В общем, так было всегда - за ценой на топливо растут и цены на товары и услуги. А топливо, в свою очередь, поднимают заблаговременно перед очередным изменением курса. По всей видимости, в этом и заключается плановая и мягкая девальвация тенге, которая потянет за собой повышение цен и в других сферах жизни. Для того, чтобы провести такую вот операцию как можно более “нежно”, необходимо выбрать время. И лето, как показывает практика, - идеальный вариант. Период отпусков, общее расслабление - одним словом, “мертвый сезон”. Да и к тому же, вернувшись к будням, увидеть общий рост цен и обесценивание тенге мы сможем, только внимательно изучив статистические данные. А это, поверьте, очень скучное чтиво, и мало кто захочет тратить на него свое время. |