ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Идея с бензином Новость дня / Исследования

Алан Байтенов
Одна из основных фобий казахстанца - девальвация. Точнее, опасение, что она будет резкой, внезапной. Правда, нам с высоких трибун говорили, что отныне подобных скачков, как в 2009 и 2014 годах, не будет. (Тогда, напомним, доллар сразу подорожал на 25 процентов.) А будет постепенное обесценивание, которое не сильно травмирует как кошелек, так и психику среднестатистического казахстанца.
И вот, похоже, началось - постепенное обесценивание тенге стартовала с главного ценообразующего фактора - с цены на бензин. Как известно, с конца прошлой недели максимальная стоимость литра 92-го и 93-го составляет 108 тенге против прежних 99. К тому же удачно подобрано и время - период отпусков, когда меньше всего хочется думать об экономике

 

Курс казахстанского тенге переживал несколько очень серьезных корректировок. Но сегодня мы вспомним наиболее яркие и значительные - девальвацию 2009 и 2014 годов. Почему мы предлагаем вернуться в прошлое? Дело в том, что “горючка” входит в себестоимость практически любого товара. И в конечном итоге отличное объяснение поднятия цены на товар или услугу - то, что топливо подорожало, неужели прикажете работать себе в убыток? Но обо всем по порядку. 

3 февраля 2009 года. Курс доллара в районе 120 тенге. А 4 февраля курс доллара уже 150 тенге. У публики пусть и не паника, но конкретное возмущение. Винят во всем господина Марченко, мол, именно он, будучи главой Национального банка, придумал и реализовал такую вот шоковую процедуру. На что он сам несколько раз оправдывался - мол, посмотрите на падение цены на нефть. Да и, собственно, надо поберечь золотовалютные резервы нашей страны - на то, чтобы держать курс нашей валюты на том же уровне, государство тратит миллиарды долларов.
В общем, после того, как провели подобную операцию, ожидаемо поднялись все цены. К примеру, по состоянию на 15 января 2009 года средняя цена на 92-й бензин была зафиксирована на уровне 68 тенге за литр. А уже к концу года, 1 декабря, цену на него установили на уровне 82 тенге. К слову, среднерыночная была в районе 88 тенге. Автоматически к такому уровню подтянули и другие цены - примерно на 20 процентов взлетели перевозки, а с ними и цены на товары народного потребления и продукты. Сахар подрос на 39 процентов, кофе, чай, какао - на 25 процентов, алкоголь - на 12 процентов. Поднялись в цене и хлебобулочные изделия - в среднем на восемь процентов. К слову, социально значимые продукты...

 

 

Примерно то же самое было и в 2014 году. Опять февраль - и опять девальвация. Правда, на этот раз публика вспоминает господина Келимбетова. Особенно его слова. Что-то вроде “мы шли к девальвации планомерно” и “я сам узнал об этом утром”... И тут же опять повышение цен на топливо. Примерно за два месяца до девальвации государство приняло решение поднять стоимость 92-го со 110 тенге за литр до 115 тенге. Чуть позже к этому виду топлива подтянули дизель и 80-й бензин. Опять-таки пришлось корректировать цены на товары и услуги. Так, согласно исследованиям, хлеб из пшеничной муки высшего сорта подорожал на 4,8 процента по сравнению с ценой на конец 2013 года. Цена на хлеб - отличный способ показать влияние цены горючего на стоимость нашей жизни. Ведь для того, чтобы получить этот продукт, топливо-то в первую очередь и нужно.
Да, конечно, для того, чтобы посадить зерно, убрать его и получить конечный продукт, может быть, и не нужен тот самый 92-й, 93-й бензин, но, скорее всего, повышение цен на этот вид топлива - всего лишь начало. И в самое ближайшее время, а именно к концу лета, мы увидим, как к повышенной стоимости в 108 тенге за литр подтянется цена на 80-й бензин и на дизельное топливо.
Так вот - цены и в этом случае поползли вверх. Мы пройдем лишь по основным позициям. Так, в апреле 2014 года, то есть через месяц после девальвации, специалисты отметили рост цен на картофель примерно на 14 процентов. Фрукты показали рост в 12 процентов. “Молочка” подросла на шесть процентов. Крупы подскочили примерно на три процента.
В общем, так было всегда - за ценой на топливо растут и цены на товары и услуги. А топливо, в свою очередь, поднимают заблаговременно перед очередным изменением курса. По всей видимости, в этом и заключается плановая и мягкая девальвация тенге, которая потянет за собой повышение цен и в других сферах жизни.
Для того, чтобы провести такую вот операцию как можно более “нежно”, необходимо выбрать время. И лето, как показывает практика, - идеальный вариант. Период отпусков, общее расслабление - одним словом, “мертвый сезон”. Да и к тому же, вернувшись к будням, увидеть общий рост цен и обесценивание тенге мы сможем, только внимательно изучив статистические данные. А это, поверьте, очень скучное чтиво, и мало кто захочет тратить на него свое время.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение