|
Юлиана Жихорь Сегодня в полночь заканчивается агитационная кампания очередных внеочередных президентских выборов в нашей стране. Завтра, во время “дня тишины,” вся страна призадумается: а кого ж, собственно, хочется видеть в президентском кресле, кого из трех достойнейших? (По причине юридических тонкостей и чтобы не сочли за агитацию или антиагитацию, в этом материале называть имен кандидатов мы не будем. Оперировать будем только их предвыборными обещаниями и лозунгами.)
То, что это три достойнейших кандидата, подтвердили две партии и Центральная избирательная комиссия, а также более 200 тысяч казахстанцев, поставивших свои визы на подписных листах тогда еще претендентов в кандидаты в президенты. Президентский пост - должность ответственная. Потому как управлять страной, десятой по площади на планете и находящейся на перекрестке геополитических интересов мировых держав, дело совсем не легкое. Добавить к тому мировой финансовый кризис и наши “сложности” в связи с ним, так вообще такую ответственность брать расхочется.

Интересно, что ни один из этих пунктов не отражен в предвыборной программе одного из кандидатов. Нет, конечно, глобализация и разрастающийся мир его волнует. Но исключительно с точки зрения экологической безопасности для человечества. Флора и фауна - его конек. “Человеку пора подумать над тем, что он может сделать для спасения природной среды и себя. Я считаю, что особенно необходимо защищать те виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения”, - призывает кандидат электоральные массы голосовать за себя. И обещает, что в его предвыборной программе есть все необходимые “рецепты” для спасения. Например, внедрение планового госконтроля за работой предприятий и введение в школах обязательного предмета по экологии и безопасному развитию. Образование - конек и другого кандидата в президенты. Правда, он обыгрывает не экологию, а антизападную риторику. “Ценности Запада зачастую являются ложными и направлены на воспитание человека-потребителя, ориентированного на удовлетворение личных потребностей. Это порождает культ денег и формирует в людях пагубное стремление к получению наживы и отказу от моральных принципов. Западный образ жизни и культура изживают себя”, - пропагандировал он. Впрочем, пока “их” культура находится в процессе самоизживания, кандидат призывал наш электорат не кушать фаст-фуд, не смотреть “их” кино и мультфильмы, не играть в компьютерные игры и не читать “их” литературу. Поскольку, резюмировал кандидат, “западная культура идет к упадку” по причине “пропаганды насилия, вседозволенности и стремления к легкой наживе”. Но что удивительно для этого кандидата - в его предвыборной риторике практически не звучало партийной идеологии (а в отличие от предыдущего претендента на президентское кресло этот кандидат был выдвинут партией). Единственное, что он не уставал повторять - его партийное образование основывается на принципах, “выработанных на основе фундаментальных идей материалистической теории общественного развития”. К слову, у этого кандидата в предвыборной программе прозвучали и геополитические нотки. Заявили, что в своей внешней политике кандидат (если станет президентом) будет придерживаться курса на продолжение интеграции в рамках ЕАЭС. Однако спустя несколько дней текст предвыборной программы, опубликованной на партийном сайте, поменялся, и из него вычеркнули все упоминая о Евразийском экономическом союзе. Третий кандидат разительно отличается от двух предшествующих. Его агитационные плакаты есть не только на дверях подъездов и специально установленных стендах, но и билбордах вдоль дорог. Его агитационная команда сумела охватить едва ли не каждый город-поселок, разделившись по возрастной категории: молодежь “окучивала” умы юных избирателей, аксакалы - людей постарше. И этот кандидат агитировал уже не общими фразами, а попунктно: куда пойдет экономика, как будет развиваться внешняя политика, как реформируют государственный аппарат и т.д. В принципе, если сравнивать предвыборные программы (по содержанию и комплекту обещаний), то последний кандидат выглядит явно солиднее. Впрочем, у граждан еще есть время подумать. Кстати, нынешняя предвыборная кампания - одна из самых активных с точки зрения агитации вообще прийти на выборы. Смс-сообщения, билборды с призывами “Сделай свой выбор!”, мотивационные ролики в социальных сетях: кажется, что власти сделали все, чтобы пробудить электорат от зимней спячки и развить в нем активную гражданскую позицию. Ну или хотя бы обеспечить высокую явку избирателей. Пока одни агитируют, сами граждане жалуются, что на выборы их не только призывают, но и заставляют идти. В социальных сетях время от времени появляются сообщения, что их работодатели пригрозили увольнением всем, кто не придет на избирательные участки в воскресенье. Помнится, во время прошлых выборов народ также жаловался на чрезмерное рвение руководства, которому каждый работник должен был по телефону (или смс) отчитываться: “Сходил, проголосовал, участок такой-то”. Некоторых, правда, заставляли озвучивать, за кого проголосовал. Впрочем, это редкость.
Астана |