|
Алан Байтенов
Около 90 тысяч подержанных автомобилей из Кыргызстана могут хлынуть в Казахстан уже в мае. Как известно, 5 мая это государство получит статус полноправного члена ЕАЭС. И, кто в курсе событий, а это, как правило, частные предприниматели, тот нашел возможность сделать на этом деньги.
Ведь, по последним данным, автомобили, привезенные в Кыргызстан и растаможенные там по всем правилам до 1 января 2014 года, могут считаться товаром ЕАЭС. А это значит, что они получат право пересекать границу без таможенных пошлин и прочих платежей. Как, собственно, это происходит с автомобилями из России сегодня. К слову, новая волна подержанных авто обещает быть еще серьезнее, чем последняя российская - с момента отмены ограничений, в том числе и по годам выпуска, казахстанцы завезли около 60 тысяч машин из России. Напомним, что в мае из Кыргызстана мы ждем как минимум 90 тысяч
5 мая казахстанский рынок почувствует нечто новое - со стороны Кыргызстана хлынет масса относительно дешевых товаров, которые составят конкуренцию не только отечественным производителям, но и производителям из России и Белоруссии. Армения пока не в счет - торговым связям с этим государством еще предстоит набрать обороты. Тем самым произойдет новое чудо - цены, а мы привыкли, что они только растут, опять пойдут вниз. Здесь все - от техники, продукции легкой промышленности до продуктов питания и электроники. Другое дело, что не в самом выгодном положении окажется казахстанский производитель. Но это тема для отдельного исследования. Сегодня же мы посмотрим, как отреагирует автомобильный рынок в случае, если уже 6 мая к нам хлынут машины из Кыргызстана.
Откуда взялась цифра в 90 тысяч? Это данные от соседей - именно столько автомобилей завезли в Кыргызстан в течение 2013 года. И можно с уверенностью сказать, что большая их часть, если не все, не предназначена для кыргызстанского рынка - их повезут к нам. И как говорят независимые эксперты, большая часть этого объема сегодня накоплена и ждет своего часа. Ведь, как мы помним, часть автомобилей привезли еще в то время, когда дельцы нашли способ завозить машины из Кыргызстана по доверенностям и с оформлением на казахстанцев как на иностранцев. Но эту тропинку прикрыли быстро.
Откуда взялась дата - 1 января 2014 года? Дело в том, что для свободной циркуляции товара на территории ЕАЭС он должен обладать специальным статусом - товаром ЕАЭС. Да, детали, в частности, с какого момента можно придать такой статус автомобилям, что находятся на территории Кыргызстана, пока обсуждают, и, насколько нам известно, точной даты нет до сих пор. Однако, по последним данным, это как раз упомянутая - 1 января 2014 года. То есть, если автомобиль был завезен и растаможен на территории Кыргызстана до этого числа, он имеет право называться товаром ЕАЭС. Тем самым Кыргызстан, пусть и не имея своего собственного автопрома, может выступить как поставщик автомобильной продукции - можно сказать, десятки тысяч авто, ликвидных и дешевых, зайдут к нам как товары Кыргызстана. То есть беспрепятственно и беспошлинно.
Это очень похоже на правду. И значит, на самом деле предприниматели были в курсе возможного варианта развития событий и сделали свою ставку на скорое вхождение Кыргызстана в качестве полноправного члена в ЕАЭС. Да, это риск, однако он может оправдаться. Ведь, как известно, еще в 2014 году в среднем на киргизской таможне приходилось отдавать примерно 800 долларов за средний автомобиль. И, учитывая огромную разницу со странами ТС, маржа может получиться исключительно высокой. Особенно если торговать по среднерыночным ценам. Только вот никто не будет этого делать - можно сказать, что бизнесмены заморозили деньги на целый год и сейчас ждут одного - возможности сбыть свой товар как можно быстрее. Тем самым цены на автомобили, которые, возможно, прибудут из Кыргызстана в ближайшее время, будут даже ниже российских.
Причем предложение будет настолько интересным и богатым, что наши соотечественники полностью переключатся на киргизские авто. Свою роль сыграет также и территориальная близость авторынков новой волны.
Больше всего пострадают от этого, если, конечно же, все пойдет по обозначенному сценарию, официальные автодилеры и отечественный автопром. Можно даже сказать, что они в ближайшее время окажутся в безвыходной ситуации. И если официалам все же будет что предложить - новые и конкурентоспособные авто, официальный сервис и гарантию, то отечественному автопрому придется действительно очень туго. Конечно же, если не будут пересмотрены окончательные цены. Что навряд ли - так получается, что наши производители связаны долгосрочными соглашениями, и машинокомплекты поставляются по фиксированной ставке. К тому же то, что собирается на территории нашего государства, не выдерживает конкуренции, особенно явно это показала ситуация со снижением курса рубля по отношению к тенге - продажи упали на десятки процентов.
В общем, можно предположить, что в самом ближайшем будущем цены на подержанные автомобили упадут еще. И это продлится до тех пор, пока запас машин, что сегодня находится на территории Кыргызстана, не будет исчерпан.
Что могут сделать? Как мы уже говорили - есть понятие собственный товар ЕАЭС. И мы знаем, что сейчас дата, с которой он может считаться таковым, еще не определена. И количество автомобилей, которые могут быть ввезены в Казахстан, сейчас напрямую зависит от нее. Ведь были варианты, когда предлагали сделать товар таковым с того момента, как страна официально стала членом союза. То есть с того момента, как таможенные пошлины стали едиными. И этот вопрос, повторимся, еще не решен до конца.
Есть и такой момент - подтверждение безопасности автомобиля, что ввозится на территорию нашей республики. И условия здесь могут принять практически любые. Например, сославшись на национальное законодательство.
Как бы там ни было - ситуация все равно остается не до конца понятной. И учитывая столь серьезный интерес к этой теме, удивляет, что ни одно профильное ведомство еще не выступило с официальными разъяснениями ситуации. Такое ощущение, что казахстанцев специально держат в неведении. Впрочем, можно предположить, что это такая военная хитрость - один из методов защиты отечественного рынка автомобилей и отечественного автопрома... Ведь не с руки рекламировать чужие торговые площадки.
Впрочем, бизнес, то есть официальные дилеры, автопроизводители, на то и бизнесмены, чтобы уметь выкручиваться самостоятельно. Да и вторичный рынок государство защищать не обязано. Другое дело, что в этой неразберихе некоторые сограждане рванут к соседям для того, чтобы обновиться. И вдруг что-то не так - опять будут лозунги и марши несогласных, что защищают свои киргизские авто. И мы это уже видели. А может, действительно, нельзя будет привезти или будет невыгодно? И попросту сейчас, перед предстоящими очень важными событиями, нам не хотят портить настроение...
|