|
Юлиана Жихорь
В Казахстане грядут крупные институциональные изменения: от системы функционирования судейской и государственной службы до перераспределения властных полномочий от президента к парламенту и правительству
Выступая на внеочередном съезде НДП “Нур Отан”, ее лидер, он же действующий Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, обозначил пять направлений реформ в государстве. Все их можно обозначить как институциональные. А потому длиться они будут не один год.
Озвучив эти предложения как действующий глава государства, Назарбаев, по сути, расширил и свою предвыборную программу, которой инициаторы его выдвижения в кандидаты на внеочередных выборах предложили считать “Нурлы жол” и стратегию “Казахстан-2050”. Ведь если последние - экономические стратегии роста, то новые пять направлений реформ - политические.
Фактически реформами предлагается новый взгляд на политическое управление государством.
Пять ступеней
трансформации
Первая реформа касается очередной модернизации государственной службы и, по сути, задает тон всем остальным.
Назарбаев предлагает перейти от “позиционной” к “карьерной” модели госслужбы (от лопаты до директора), внедрив при этом новую “бонусную” систему оплаты труда государственным служащим.
“Необходимо по итогам каждого года предусмотреть выплату бонусов для политических служащих и премии для административных служащих по результатам их действий и достигнутых успехов в экономике, - сформулировал свое видение Назарбаев. - Хорошо работаешь? Получай бонус. Плохо работаешь - нет роста экономики, результатов - соответственно, снижается оплата. Но надо разработать критерии, по которым мы будем оценивать. Нарушил этику госслужащего, совершил коррупцию - лишаешься всего. Навсегда”.
Как будет оцениваться работа административных служащих, пока тоже не понятно. Но, судя по напору и идее, к концу года подобная система критериев обретет вид и формы.
Тем временем, все государственные служащие должны будут пройти аттестацию на профпригодность. “Выживших” будут впоследствии учить работать зарубежные менеджеры. Но, судя по словам президента, исключительно в роли руководящих работников в квазигосударственном секторе.
Второй блок реформ затрагивает судейскую систему, юридическую защиту интересов инвесторов и модернизацию Вооруженных сил: верховенство закона путем ужесточения квалификационных требований к судьям, приглашение к рассмотрению инвестиционных споров зарубежных судей и рассматривание подобных споров по лучшим стандартам зарубежных международных судов. А также прозрачность работы МВД (Назарбаев дал полицейским “добро” не бояться штрафовать министров) и улучшение боеспособности армии “за счет профессионализма и оснащения передовым вооружением и техникой”.
Третья реформа - индустриализация и экономический рост. Но фактически реформироваться здесь должно мировоззрение чиновников, которые этой реформой занимаются: мол, перекосы первой пятилетки надо осмыслить и вернуть в правильное русло.
Четвертое важное направление - “Нация единого будущего”. Без различий между этносами при наличии триединства языков и дружбы между конфессиями.
Интересно, что Назарбаев впервые выделил среди религий протестантизм: “В нашей стране в мире и согласии проживают 17 религиозных конфессий. Наиболее крупные из них - ислам, православие и протестантство”.
Вполне возможно, что такое выделение протестантизма отдельным пунктом связано с идеей “Общества всеобщего труда”, провозглашенной несколько лет назад. Дело в том, что этика протестантизма предполагает побуждение к делам, необходимости работать добросовестно и усердно. Немецкий социолог и философ Макс Вебер еще в начале ХХ века пришел к выводу, что экономический подъем и развитие европейского и американского капитализма объясняется наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. А это Казахстану сейчас очень необходимо.
Ну и, наконец, пятое, ключевое направление институционального государственного реформирования - либерализация общественных отношений.
Реформа
политического
устройства
Назарбаев, заявив, что она должна быть, призвал подходить к ней весьма осторожно. Плюрализм мнений не должен переходить рамки дозволенного и превращаться в “майданы”. А потому нельзя проводить выборы ради выборов.
“Выборы должны проводиться не ради пустых выборов, а ради того, чтобы призвать страну к единству, а народ - к труду”, - заявил он. Так как “стремление к власти не ради служения стране, а ради личных интересов не прибавит достоинства”.
“Вначале поэтому необходимо стремиться к реализации четырех целей, а потом только переходить к политическим вопросам”.
Эти политические вопросы тоже состоят из нескольких ступеней. Первая - расширение практики отчетности руководителей госорганов. Правда, Назарбаев почему-то предложил ввести отчетность акимов раз в два года (а не ежегодно, как это существует сейчас). Но не “вживую”, а через интернет. Вторая ступень - прозрачность принятия решений через механизм открытого правительства: “Важно усилить роль общественных советов при государственных органах и акиматах, от этого только лучше станет”.
Третья - внедрение гражданского бюджетирования, при котором представители гражданского общества участвуют в распределении бюджетных средств, особенно в регионах. Четвертая - укрепление системы обжалования: “Законодательно должны быть расширены возможности граждан по обжалованию действий служащих”.
И пятая, самая важная - широкое внедрение саморегулирования в обществе, предусматривающее сокращение зон ответственности государственных органов, и передача их полномочий институтам гражданского общества “по мере их готовности”.
После внедрения всего этого “можно будет решать вопрос о новой системе выборности местных исполнительных органов и вообще власти”.
Первые четыре пункта предполагают “расширение и углубление”. По сути, реформа - это лишь последнее направление. Но оно вызывает больше всего вопросов.
Часть этой новой системы у нас уже реализована - в 2013 году прошли выборы сельских акимов. По идее, до 2020 года должна быть сформирована площадка для проведения выборов акимов ранга повыше: города, района, области. Впрочем, учитывая, сколько лет Казахстан шел к выборам сельских акимов (а впервые эта идея была озвучена аж в 1998 году), не исключено, что до глав регионов мы доберемся столь же “черепашьими темпами” году эдак в 2030-м.
К тому же для того, чтобы проводить выборность акимов рангом выше сельского, необходимо “начать с головы” - отобрать часть полномочий у Астаны.
А вот тут начинается самое интересное.
Назарбаев озвучил планы по проведению конституционной реформы, предполагающей “перераспределение властных полномочий от президента к парламенту и правительству”. Причем сбалансированно, “с учетом наших традиций, которые у нас есть”.
Имеется ли в виду, что Казахстан планирует, возможно, перейти от президентской формы правления к президентско-парламентской или парламентской? В последнем случае президент будет выполнять роль почетную, но номинальную: а-ля президент Германии или Италии. А может быть, как в России. Или соседнем Кыргызстане, который после апрельской революции 2010 года стал парламентской республикой, отказавшись от президентской формы правления. Впрочем, хотя... де-юре парламент и премьер-министр имеют в стране значительно больше власти и полномочий, нежели президент, де-факто управление в Кыргызстане парламентско-президентское.
При президентско-парламентской форме правления полномочия президента хоть и будут уменьшены по сравнению с сегодняшним днем, но все же в руках главы государства будет достаточно полномочий и власти.
Так, при президентско-парламентской форме правления парламент имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.
Ярчайшим примером президентской формы правления может служить США. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно этой конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Сегодня в Казахстане в руках президента сосредоточен значительный объем властных полномочий, включающих элементы законодательной, исполнительной и судебной властей, что ставит его, по сути, над всеми ветвями власти. И снижает риски системы “сдержек и противовесов” в вертикали управления государством. Может, именно поэтому правительство, кивая на президента, не выражает особого рвения в самосовершенствовании себя и системы государственного управления в целом.
Перенос ответственности хотя бы за назначение глав регионов от президента к правительству или парламенту (о выборности пока не приходится говорить) может стать первым шагом на пути ответственности и самодисциплины чиновников. И повысить уровень их конкуренции и, следовательно, качества работы.
Впрочем, вероятность скорого процесса перераспределения полномочий (то есть конституционной реформы) весьма невелика. Не исключено, однако, что мы-таки исполним запланированное и проведем подобную “реструктуризацию” власти уже к 2020 году. А это значит, что следующий президент Казахстана (который будет избран в 2020 году) может “рулить” обновленной страной.
Страна же готовится ко вторым за пятилетку внеочередным выборам и жизни по антикризисно-рывковому плану “Нурлы жол”.
Астана |