|
Ботагоз Омар
Казахстан ввел 45-дневный запрет на ввоз российских нефтепродуктов. Причина - в перенасыщенности отечественного рынка: запасы на нефтебазах превышают потребности в 2,5 раза. В Минэнерго уверяют, что на стоимости топлива этот шаг никак не отразится
Напомним, что каждый год в Казахстане отмечается нехватка бензина (дефицит составляет около 30 процентов от потребления страной топлива), так как три действующих отечественных нефтеперерабатывающих завода не в состоянии выйти на требуемые объемы мощностей.
Для покрытия недостающих объемов между Казахстаном и Россией ежегодно подписывается индикативный баланс, который устанавливает объем топлива, импортируемый в нашу страну беспошлинно. Все, что будет завезено свыше, облагается экспортной пошлиной в России.
В ходе круглого стола, который состоялся вчера в Астане, вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев проинформировал, что, согласно индикативному балансу, в январе текущего года планировалось поставить около 90 тысяч тонн российского бензина, но по факту было импортировано 180 тысяч. В феврале ситуация повторилась: если мы планировали завезти 80 тысяч тонн бензина, завезено было 140 тысяч тонн.
В итоге в стране запас бензина марки АИ-92 образовался в объеме 460 тысяч тонн. Это при том, что, по словам представителей главного энергетического ведомства страны, “для условного комфорта или защищенности” достаточно было и 200 тысяч тонн бензина. “То есть мы практически в 2,5 раза превысили наши запасы”, - резюмировал вице-министр.
Запасы дизельного топлива составили 550 тысяч тонн.
Так как за два прошедших месяца в страну завезли сверх плана 150 тысяч тонн бензина (при годовом плане индикативного баланса 1,1 миллиона тонн), ведомство решило временно запретить ввоз топлива из РФ, чтобы выровнять графики поступления импортного ГСМ на внутренний рынок и тем самым предотвратить возможности возникновения дефицита по отдельным видам нефтепродуктов, особенно в месяцы пикового потребления ГСМ.
По данным Минэнерго, вопрос запрета согласован с российской стороной, которая “с пониманием отнеслась к данному вопросу”. Запрет действует с 5 марта и будет снят через 45 дней.
По подсчетам ведомства, Казахстану достаточно завозить с мая от 50 до 70 тысяч тонн АИ-92 в месяц, чтобы избежать дефицита топлива.
Но, похоже, мы не скоро сможем выстраивать независимую топливную политику, так как текущий кризис, вызванный падением мировых цен на черное золото, снижением объемов добычи в нашей стране и, как следствие, нехваткой денежных средств, не позволит провести модернизацию казахстанских НПЗ в срок.
“Мы планируем, что к 2016 году модернизация трех НПЗ завершится. Но, как вы понимаете, есть много факторов, влияющих на это. Допустим, очень большой фактор - наличие тех же денежных средств”, - отметил заместитель генерального директора по маркетингу АО “КазМунайГаз” - переработка и маркетинг” Ерлан Койбагаров.
Так, по его словам, в текущем году планировалось переработать 15 миллионов тонн нефти, но затем эта цифра была скорректирована до 14,3 миллиона тонн. “То есть 700 тысяч тонн мы не переработаем. Это, грубо говоря, мы недополучим деньги, которые могли бы потратить на модернизацию”, - отметил Ерлан Койбагаров, продолжив, что если и дальше так будет продолжаться, “то сложно будет сказать, хватит ли тех денег на модернизацию”.
Он добавил, что сегодня рассматривается вопрос о проведении не ежегодной модернизации, а реконструкции, проводимой раз в три года. “Мы хотим со временем перейти к трехлетнему межремонтному циклу, ремонтировать НПЗ один раз в течение трех лет. Это работа на будущее”, - заключил он. Так, плановый ремонт Шымкенского НПЗ планируется на 20 марта текущего года и продлится он около 30 дней.
Что касается четвертого НПЗ, то разработка технико-экономического обоснования по этому проекту начнется в ближайшее время. Но сначала необходимо определиться с его месторасположением, ориентировочной стоимостью строительства и с рынками сбыта продукции.
По данным Минэнерго, сегодня мировая статистика говорит о нерентабельности заводов, чья мощность переработки составляет менее 10 миллионов тонн нефти в год. “Экономика стандартная сегодня - завод на 10 миллионов тонн будет стоить около 10 миллиардов долларов. Для окупаемости его строительства мы, естественно, должны просчитать все варианты”, - отметил Магзум Мирзагалиев.
То нет бензина, то сверх нормы. Итак, что сегодня происходит и чем продиктован этот мораторий? Пожалуй, хранить ГСМ действительно дорого. Но, суть, конечно же, не в этом. Обращаясь к элементарным, но основополагающим законам рынка - соотношению предложения и спроса, можно все расставить на свои места. Как должно было быть - российское топливо, поступая на наш рынок в неограниченных объемах и по очень сходной цене, вынудило бы продолжать нетипичную для нас тенденцию снижения цен на ГСМ. Но это “не порядок” - по всей видимости, цены не могут быть ниже психологического барьера в 100 тенге. Да и оптовые снижать не хочется - есть определенная маржа и суммы, на которые рассчитывали участники рынка. Более того, есть запасы, которые продавать дешевле первой цены нет смысла. Поэтому, скорее всего, работать по законам рынка сегодня посчитали убыточным. И российская сторона, это, кстати, сказано в тексте, отнеслась к такому решению с пониманием...
Другой вопрос: зачем это необходимо государству - влезать в сектор, который может регулировать отношения самостоятельно? Тем более что речь идет не о повышении цен на ГСМ, а о снижении. Но, так как государство определяет верхний порог стоимости, наверное, не может отказаться и от возможности определить нижний. Даже если это не совсем выгодно для остального большинства.
Астана |