Ольга Шишанова
В целях обеспечения безопасности судоходства в казахстанском секторе Каспийского моря, а также защиты его экосистемы Министерство по инвестициям и развитию республики собирается всерьез заняться очисткой дна Урало-Каспийского бассейна от затонувших судов и плавучих буровых установок
Сегодня правительством уже утвержден план мероприятий по очистке водного бассейна Каспия, проведено обследование по 20 его координатам, а также определены способы и рассматривается примерная стоимость подъема 15 затонувших судов. Всего же, по некоторым данным, в акватории Каспия и его прибрежной полосе находится более 80 затонувших и брошенных судов, а также самых разных металлических конструкций, общий вес которых достигает почти 55 тысяч тонн.
Что касается реки Урал, то сейчас в ее устье, по разным данным, на дне находится восемь довольно крупных судов, затонувших в разное время.
Кстати, еще несколько лет назад Министерство транспорта и коммуникаций РК подготовило план по обследованию дна казахстанского сектора Каспийского моря с тем, чтобы поднять и вывезти затонувшие корабли. Однако в 2011 году было поднято только шесть затонувших браконьерских судов со дна реки Урал, и на том все закончилось.
Затем, в 2013 году, в ответ на участившиеся жалобы и многочисленные обращения экологов за дело взялось правительство, которое своим Постановлением от 28 мая 2013 года № 524 утвердило вышеупомянутый план мероприятий по очистке Урало-Каспийского бассейна от затонувших судов, поручив, согласно Закону “О торговом мореплавании”, подъем затонувших судов МИР РК.
Кстати, специалисты считают, что на почти 60 процентах затонувших кораблей в упомянутой акватории находятся нефть и нефтепродукты, которые до сих пор дают утечку, а также производственные отходы и бытовой мусор, который “просто захоронили”.
Естественно, все это “богатство” угрожает не только и столько судоходству, но в первую очередь гидрологическому и гидрохимическому состоянию водных ресурсов бассейна.
Однако пока это все находится на уровне обсуждений, хотя проектная документация по подъему затонувших судов с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду и была направлена от Министерства по инвестициям и развитию РК экологам в Министерство энергетики для проведения государственной экологической экспертизы.
Но, как сообщили “НП” в энергетическом ведомстве, “планируемый проект с материалами оценки воздействия на окружающую среду подлежит сначала общественным слушаниям”, которые должны будут провести в течение месяца региональные акиматы, и только потом - проведению экспертизы.
В проекте будет участвовать и Министерство обороны республики, которое, как рассказал “НП” руководитель управления водного транспорта Комитета транспорта МИР РК Касым Тлепов, должно будет внести свои предложения, насколько все эти затонувшие объекты представляют угрозу для судоходства. И только потом объединенный запрос от трех ведомств будет вынесен на РБК, “поскольку потребуется бюджетное финансирование, причем касающееся конкретно подъема того или иного судна”.
Капиталовложения предстоят немалые, а значит, в первоочередном порядке будут реализованы те объекты, что представляют реальную угрозу судоходству и экологии Каспия.
При этом особое беспокойство как экологов, так и индустриального ведомства вызывает СПБУ (самоходная плавучая буровая установка) “60 лет Азербайджана”, которая затонула еще в августе 1983 года, однако в радиусе одной морской мили в районе затонувшего объекта газ со дна моря поднимается до сих пор.
Еще одним “затруднительным объектом” Урало-Каспийского бассейна является затонувшее в советское время ПТС (приемно-транспортное судно) - одно из многочисленных азербайджанских рыболовецких судов-траулеров. Дело в том, что “река Урал сегодня все больше мельчает, и ее течением постепенно обнажается металлический хлам, лежащий на дне, что также создает серьезную угрозу для безопасности судоходства и наносит ущерб экологии”, - поясняет Касым Тлепов. Тем не менее подъем этого судна вроде как вполне будет возможен уже в этом году с привлечением специалистов на конкурсной основе.
Астана |