|
Юлиана Жихорь
Несмотря на отсутствие в стране кризиса, правительство продолжает упорную борьбу с ним и его последствиями. На минувшей неделе на повестке дня вновь стояли цены на продовольствие и ГСМ
Как известно, осенью акимы областей с подачи правительства заключили меморандумы с зерновиками на поставку удешевленного зерна. Однако срок действия меморандумов заканчивается 1 января. И уже сейчас население с интересом ожидает: выполнит ли правительство обещание сдержать цены или нет.
В минувший понедельник премьер-министр Карим Масимов пообещал не допустить роста тарифов и разгула инфляции. С тарифами понятно - премьер заверил, что их роста не будет в I квартале. С инфляцией пока сложнее. Несмотря на осенние клятвы “удержать инфляцию в заданном коридоре” или на худой конец - в пределах первого десятка (обещали как минимум раз шесть), ее показатель превысил 18 процентов. Но, как шутят казахстанцы, до конца года еще есть время довести инфляцию и до 20.
Видимо, подслушав инсинуации, Карим Масимов призвал своих подчиненных не сводить глаз с ценников. “Руководителям областей и соответствующим министерствам и ведомствам в предстоящие предпраздничные, праздничные и послепраздничные дни эти вопросы нужно держать на особом контроле, - дал поручение премьер. - Чтобы ни в коем случае никаких ценовых скачков или дестабилизации у нас не было”.
Есть еще одна проблема, заслуживающая пристального внимания, - цены на ГСМ. За год цена одного литра Аи-93 выросла с 76,9 до 86,9 тенге, Аи-80 - почти на 20 тенге - с 58,3 до 74,6. Дизтопливо подорожало на 13 тенге. Рост средних розничных цен на бензин по сравнению с январем текущего года составил: Аи-80 - на 28 процентов, Аи-93 - на 13 процентов, ДТ - на 23,1 процента.
Рост цен на ГСМ в последнее время правительство связывает со снижением импорта бензина из РФ, увеличением экспортных пошлин с 1 августа текущего года с 147,5 доллара США до 163,2 доллара за одну тонну, дефицитом нефтепродуктов во время остановок нефтеперерабатывающих заводов на ремонтные работы.
Однако главная причина, по мнению нескольких отечественных чиновников, - это ценовой сговор. (До боли знакомая история. Осенью в росте цен на продукты питания были также названы монополисты и посредники.) Аким ВКО считает, что цены на бензин в Казахстане существуют отдельно от мировой конъюнктуры, а министр индустрии и торговли обвинил во всем монополистов. “Мы исследовали рынок ГСМ и пришли к выводу, что на рынке действуют трейдеры, между собой аффилированные, которые, по сути, осуществляют ценовой сговор, в результате - растут цены на ГСМ”, - заявил глава Мининдустрии Галым Оразбаков. - Имеются ценовые сговоры, на наш взгляд”. Дело в том, что производство ГСМ не попадает под действие естественных монополий, соответственно и не регулируется государством. А значит, и на ценовую политику можно влиять лишь косвенно.
В течение пяти последних лет, до марта 2006 года, постановлениями правительства периодически вводились сезонные запреты на вывоз отдельных видов нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, авиакеросин и мазут). Это позволяло сдерживать цены на ГСМ в периоды проведения сезонных сельскохозяйственных работ и отопительный период. Однако нынче подобные методы уже не применишь - в связи с ожидаемым вступлением Казахстана в ВТО применение в дальнейшем таких ограничений невозможно. А потому единственным возможным вариантом является увеличение экспортных пошлин.
Министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов уже предложил, не дожидаясь весеннего обострения, пересмотреть пошлины. Карим Масимов в очередной раз клятвенно пообещал, что на рынке будет все спокойно. Причем он полагает, что этого можно будет добиться путем топливной интервенции компании “КазМунайГаз”.
Как это будет выглядеть, глава КМГ Узакбай Карабалин пока не представляет. “Мы примем все меры, чтобы цены на бензин на своих АЗС сохранить на уровне тех, что были отмечены в начале декабря этого года. Мы сделаем все, чтобы удержать цену. В то же время у нас нет возможности низко опускать цены на нефтепродукты, поскольку с наших заправок все сметают, а потом продают дороже”, - сообщил он. Правда, количество заправок КМГ по стране составляет лишь три процента от общего числа АЗС. А посему, как признался Карабалин, “влиять на цены на данном рынке компания не может”.
Еще один загадочный вопрос прозвучал на селекторном совещании в правительстве. По данным Министерства транспорта и коммуникаций, в стране авиакеросин в текущем году подскочил в цене аж на 70 процентов. (Мировая цена на авиатопливо возросла с начала года с 541,8 до 858 долларов за тонну.) В результате чего имидж Казахстана, как транзитного государства, весьма страдает - авиакомпании выбирают для дозаправки более “дешевые” аэропорты. Однако вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов заявил, что “цена у нас ниже, чем в России, на 10-15 процентов”.
Карим Масимов, запутавшись в цифрах, потребовал от главы Минтранскома Серика Ахметова и Ляззата Киинова зайти к нему вдвоем со своими расчетами и объяснить столь существенную разницу в расчетах.
Астана |