|
Юлиана Жихорь
Сегодня в Вене состоится саммит ОПЕК. Многие наблюдатели уже называют его “событием века”. А решения ждет едва ли не весь мир. Примут ли представители стран - основных экспортеров нефти решение о снижение квоты добычи черного золота? Или цены на углеводороды продолжат снижаться, угрожая разорением целым государствам?
С июня стоимость барреля североморской нефти Brent снизилась почти на треть, достигнув в середине ноября четырехлетнего ценового минимума - 77,92 доллара за баррель. Больше месяца назад, когда стоимость барреля начала буквально реактивный спад, страны и компании, специализирующиеся на добыче сланцевой нефти, заговорили о грядущем разорении: себестоимость такой добычи составляет не менее 80 долларов. А многие “традиционные” нефтедобытчики вынуждены были экстренно корректировать бюджеты компаний, секвестрируя расходы. В первую очередь, речь шла об инвестициях в развитие. В том числе и в новые проекты.
Сегодня на долю стран ОПЕК приходится около 40 процентов мировой добычи нефти, или около 30 миллионов баррелей в сутки. Треть из них приходится на Саудовскую Аравию. И именно она выступает основным противником снижения квоты на добычу. Более того, саудиты даже “скинули” цену на нефть для своих покупателей, чтобы стимулировать их надежность и дружественность.
Во время последнего полугодия неоднократно обсуждался вариант того, что именно они являются основными двигателями падения цен на нефть. Якобы развернулась настоящая “ценовая война” между США и Саудовской Аравией за степень влияния на нефтяном рынке. Недаром глава ОПЕК Абдалла эль-Бадри с месяц назад не исключил, что цена барреля может опуститься и ниже 70 долларов. Впрочем, по мнению того же самого эль-Бадри, нынешние скачки цен - не более чем реакция рынка на общую экономическую ситуацию в мире. “Нет никакой ценовой войны, - опроверг он слухи. - Люди (члены ОПЕК) продают исходя из рыночной цены. Если я продаю по 100 долларов за баррель, и цена на рынке снижается, а я не хочу сокращать свою цену, тогда у меня никто не купит”, - заявил он в конце октября в Лондоне.
Но тогда же предрек, что в случае сохранения цен на текущем уровне, то есть в районе 80 долларов за баррель, половина трудноизвлекаемой нефти, включая сланцевую, уйдет с рынка в краткосрочной перспективе.
Если проследить в динамике ценовую политику ОПЕК, то, вполне возможно, что опасения ряда экономистов относительно твердости намерений не снижать квоту - не пустой звук.
В 2008 году, когда стоимость барреля рухнула со 147 долларов до 33, страны ОПЕК несколько раз сокращали объемы добычи. Общий объем сокращения достиг тогда 5,4 миллиона баррелей в день (до сокращения картель добывал около 31 миллиона баррелей). В итоге общий объем квот на добычу к весне 2009 года составлял всего 24,84 миллиона баррелей в сутки. Тогда же эль-Бадри заявлял, что картель устроит цена на нефть выше 50 долларов за баррель для того, чтобы страны-участницы смогли получать “приличную” прибыль. “Мы не довольны ценой в 40 или даже 50 долларов за баррель, - сказал он в начале 2009 года. - Подходящими были бы цены в диапазоне 60-80 долларов”. Более того, ОПЕК даже предполагала возможность дальнейшего снижения объемов добычи. Но отложила решение до мая 2009 года, когда, собственно, начался подъем цен.
Но факт остается фактом: картель вполне устраивают и сегодняшние 80, и даже возможные 70 долларов за баррель. А потому особого рвения в поддержке жаждущих повысить цену на нефть от ОПЕК не заметно.
Впрочем, в начале осени страны ОПЕК заявляли, что совсем были бы не против видеть стоимость нефти на уровне 100 долларов за баррель. Но, как мудрые торговцы, решили “не паниковать”. При этом глава ОПЕК заметил, что как только наладится общая температура в экономике, стоимость нефти сразу отреагирует. То есть не ранее, чем во второй половине следующего года. Это, к слову, совпадает и с прогнозами ряда международных институтов. Так, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ожидает роста мирового ВВП на 3,7 процента в 2015 году (что на 0,4 процента выше прогнозов на год текущий) и 3,9 процента в 2016 году. При этом, по мнению экспертов, рост экономик покажут все страны, кроме Китая.
“Я думаю, что цены восстановятся ко второй части следующего года”, - озвучил свой прогноз эль-Бадри.
При этом основной довод в пользу неснижения сегодня объемов добычи глава ОПЕК видит в... инвестициях в отрасль: “Мы все сейчас тратим много денег. Если мы прекратим это, я уверен, что поставки быстро снизятся и цены взлетят, но эта волатильность будет стоить рынку очень больших затрат. Мы стараемся этого избежать”.
Это - удивительное заявление на фоне, как ранее уже было сказано, вынужденного сокращения планов по инвестициям у ряда компаний, добывающих менее легкоизвлекаемую нефть.
Буквально до последнего момента перед открытием саммита в Вене продолжались переговоры ОПЕК как внутри картеля, так и с внешними коллегами-партнерами. Ведь относительно низкие цены на нефть более или менее выгодны Саудовской Аравии, но совсем не радуют другие страны организации. Например, Венесуэлу и Иран.
С одной стороны, Президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил, что позиция его страны на саммите в Вене - защищать цены на нефть (поскольку она “является основой и главным рычагом справедливого социального развития в Венесуэле и экономического развития на всю оставшуюся часть двадцать первого века”). И в рамках этого Каракас даже договорился с Ираном о совместной позиции на саммите, чтобы вернуть цену на нефть на уровень 100 долларов за баррель. (Кстати, министр энергетики Исламской Республики Биджан Надмар Зангадех уже заявлял, что его страна готова сократить добычу на миллион баррелей: международные санкции против Ирана негативно влияют на его экономику, и страна заинтересована в росте цен на нефть.)
С другой стороны, Мадуро объявил, что среди главных задач на ближайшие годы остается защита нефтяных цен и рынка нефти в целом, а также борьба с такими методами добычи, как гидроразрыв пласта (то есть с добычей сланцевой нефти). По сути, подтвердив предположения о ценовом сговоре ОПЕК против попыток США укрепить свое положение на нефтяном рынке.
Как найти компромисс между двумя этими задачами - вопрос сложный.
Некоторые страны, не входящие в ОПЕК, но также представляющие большой интерес на нефтяном рынке, поговаривают о возможности самостоятельно снизить квоту на добычу, чтобы компенсировать общие потери и отыграть снижение цен на мировом рынке. Например, это активно обсуждается в Москве. Об этом, в частности, заявил министр энергетики РФ Александр Новак: “У нас не такие технологии, как в Саудовской Аравии, чтобы быстро снизить добычу или нарастить, но в целом этот вопрос обсуждаем”.
Его слов хватило, чтобы нефть подорожала на 2,7 процента. Однако, как считают эксперты, России не только нельзя снижать сегодня добычу, но необходимо инвестировать в отрасль. И немалые средства: большинство скважин, из которых извлекается черное золото, - старые. И их нужно модернизировать. В общем, России не только не стоит сегодня сокращать добычу, но надо приложить максимум усилий для ее увеличения. Чтобы потом “свое место на рынке не потерять”.
Что касается Казахстана, то, как известно, себестоимость добычи нашей нефти составляет 50 долларов. При продолжении снижения цены барреля (пусть даже временно) казахстанские нефтедобытчики тоже вынуждены будут корректировать собственные инвестиционные программы в части увеличения объемов добычи. Что в условиях отсрочки начала добычи нефти на Кашагане может серьезно ударить как по кампаниям, так и по бюджету страны.
По расчетам некоторых участников рынка, если ОПЕК не снизит квоты, стоимость барреля, которая сегодня демонстрирует волатильность на уровне 80 долларов, может опуститься до 60 долларов за баррель. При этом оговаривается, что для поддержания мировой цены хотя бы на текущем уровне картелю следует сократить добычу по меньшей мере на один миллион баррелей в сутки.
Впрочем, другие эксперты склонны полагать, что для этого потребуется сокращение не менее чем на два миллиона баррелей в сутки.
А вот прогнозы аналитиков Saxo Bank на стороне ОПЕК. “Сокращение добычи больше, чем на 0,5-1 миллион баррелей, могло бы вызвать рост цен на рынке и восстановить диапазон недалеко от тех значений, которые были еще несколько месяцев назад. Но тем самым ОПЕК косвенно окажет поддержку растущей добыче сланцевой нефти в США и через год столкнется с аналогичной ситуацией падения цен на нефть”, - говорится в прогнозе банка по сырьевому рынку.
Решение Организации стран - экспортеров нефти будет известно уже сегодня вечером (по времени Астаны). Но судя по настроениям на рынке, а также вследствие так и не найденной договоренности в двусторонних и многосторонних форматах внутри самой ОПЕК, вероятность возможного снижения квоты на добычу нефти крайне мала.
Это может означать, что ближайшие несколько месяцев (вполне возможно, до конца первого квартала будущего года) стоимость барреля продолжит падение, закрепившись на уровне около 70-75 долларов.
Впрочем, практически все наблюдатели за рынком вторят эль-Бадри, считая, что уже к середине третьего квартала будущего года стоимость барреля перешагнет критический 80-долларовый рубеж и в дальнейшем (если не случится очередных катаклизмов) будет демонстрировать только рост, остановившись уже к 2016 году на уровне 100-110 долларов.
Астана |