|
Юлиана Жихорь
Борьба с коррупцией и теневой экономикой в Казахстане постепенно набирает обороты. В ближайшее время власти грозятся исправить одно из самых коррупциогенных полей - государственные закупки. По замыслу властей, к борьбе с нарушениями законодательства в сфере госзакупок должны активнее присоединиться сами граждане
На днях в Астане прошла большая Международная конференция “Электронные государственные закупки, обеспечение справедливости и прозрачности торгов: опыт евразийской интеграции и перспективы”. На ней представители финансовых ведомств трех стран решали вопрос: как предотвратить хищения в сфере государственных закупок, гармонизировав соответствующим образом законодательства стран Евразийского экономического союза.
По словам члена коллегии (министра) Евразийской экономической комиссии по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлана Алдабергенова, в части гармонизации работа проделана уже большая: “Мы обеспечили национальный режим в области госзакупок, в том числе в части взаимного признания электроцифровой подписи, и, соответственно, мы включили в договор о Евразийском экономическом союзе самые основные положения. Это соглашение государственных и муниципальных закупок. Основным дальнейшим этапом решения нашей задачи является заключение договоров в форме электронного документа. Мы планируем завершить работу в 2016 году”.
Вообще электронный формат госзакупок во многих случаях имеет весьма позитивное действие, поскольку позволяет участвовать в тендерах на поставку товаров и услуг не только резидентам Казахстана, но и любым желающим из любой точки земного шара. “Наша основная задача для участников рынка, чтобы к концу 2016 года каждый предприниматель мог участвовать в торгах, не входя и не выезжая, мог заключать договора в электронном формате”, - заявил Алдабергенов.
Впрочем, как считают в финполиции, “преступный умысел хищения бюджетных средств начинается с момента формирования государственных расходов. Преступная связка “организатор государственных закупок - аффилированный поставщик” продолжает сотрудничество при формировании конкурсной документации, проведении закупок, реализации договора”.
Об этом недавно заявил первый заместитель департамента финпола ВКО Руслан Кудешев. Об этом говорят и цифры: только в одном Восточном Казахстане за 10 месяцев выявлено 70 преступлений в сфере государственных закупок, в том числе 26 - по программе “Занятость-2020”, четыре преступления - по “Ак булаку”, по два преступления по программам “Доступное жилье-2020”, “Развитие моногородов”, по одному преступлению по программам “Балапан”, “Дорожная карта бизнеса”, “Сто школ, сто больниц”. А сколько осталось “за кадром”!
Еще год назад известный эксперт, доктор юридических наук Марат Башимов озвучил мнение - уже давно в нашей стране стало правилом, что некоторые первые руководители уходят от ответственности за проведение тендеров на госзакупки. “Стало правилом, что некоторые руководители не хотят подписывать тендерные документы, а также быть руководителями тендерных комиссий... Пусть будут председателями госкомиссий сами первые руководители. Не раз поручалось усовершенствовать систему госзакупок. Сейчас готовится законопроект, надо его ускорить. Все конкурсы, аукционы с однотипными товарами централизовать... Единому организатору передать штаты специалистов по закупкам для госорганов, аналогичные структуры создать на местном уровне”.
Собственно, все пожелания эксперта нашли отражение в проекте закона о государственных закупках, подготовленном Министерством финансов РК. Целями разработки законопроекта являются упрощение процесса госзакупок, снижение коррупционных рисков, а также внедрение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов потенциальных поставщиков и повышение ответственности участников.
Так, в стране будет создан единый организатор, который и будет проводить все государственные закупки (в электронном формате) по заявкам госорганов.
Но самое интересное, что вводится предварительное обсуждение проекта конкурсной (аукционной) документации. При этом, как говорится в проекте закона, замечания к проекту конкурсной документации, а также запросы о разъяснении положений конкурсной документации могут быть поданы не позднее пяти рабочих дней со дня опубликования объявления о государственных закупках.
То есть фактически вводится этакая форма народного контроля за качеством конкурсной документации при проведении госзакупок. А именно к ней у многих наблюдателей и рождается большинство замечаний: составляется она под “конкретного” исполнителя (компанию). Отсюда и проистекает аффилированность.
Второй важный пункт законопроекта - защита интересов казахстанского производителя.
Как известно, понятие “казахстанское содержание” было исключено из отечественного законодательства (не соответствует договоренностям в рамках ЕАЭС). Однако защищать казахстанских производителей все-таки будут через применение механизма “национального режима”.
Так, уполномоченный орган будет вправе устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг. В том числе и оказываемых иностранными потенциальными поставщиками.
С какой формулировкой это будет сделано - пока не понятно. Страна восходящего солнца, например, защищает отечественных производителей от конкурентов из-за рубежа, облагая продукцию последних значительными налогами. В рамках Таможенного союза защититься налоговыми сборами не получится. Единственный вариант - поддерживать свой бизнес дешевыми финансами для повышения его конкурентоспособности.
Эти и другие вопросы будут подниматься во время обсуждения законопроекта в стенах парламента. Документ, согласно поручению президента, должен поступить в мажилис до конца текущего года.
Астана |