|
Юлиана Жихорь
Борьба с коррупцией в Казахстане приобретает все более высокопоставленный статус. Вчера стало известно, что бывший министр обороны Серик Ахметов взят под домашний арест за дела, связанные с его акимством в 2009 - 2012 годы в Карагандинской области
В последние несколько месяцев самый крупный промышленный регион Казахстана - Карагандинскую область - сотрясают коррупционные скандалы. Со своих кресел в СИЗО перебазировалась целая группа чиновников, начиная с экс-акима области Бауржана Абдишева, бывшего акима Караганды Мейрама Смагулова, руководителя отдела земельных отношений Караганды Ернара Дарибекова. Под следствие в качестве подозреваемых попали экс-замакима Караганды Мухтар Адамбеков, экс-начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Айдос Жакенов и начальник отдела ЖКХ города Марлен Шалтаков. Целая плеяда “молодых и перспективных”, как выяснилось, свою перспективу трактовала далеко от поведенческих идеалов госслужащего.
Все вышеуказанные чиновники подозреваются в одном: в злоупотреблении должностными полномочиями.
Скандалы, в большинстве своем, связаны с неправомерным распределением земельных участков.
Так, например, по данным Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, бывший аким Караганды Мейрам Смагулов в июне 2013 года дал незаконные указания Ернару Дарибекову оформить 12 земельных участков общей площадью 1,2 гектара на аффилированное юридическое лицо. В свою очередь, Дарибеков оформил указанные участки на ТОО DDKZGroup сроком на 5 лет для малоэтажной жилой застройки. В последующем товарищество формально продало право аренды заинтересованным физическим лицам, в том числе родственникам Смагулова. И далее по кругу.
Если судить по темпам высвобождения должностей в городском и областном акиматах, под подозрение могут попасть едва ли не все более или менее “начальственные” чины руководства региона. “По ряду акимов городов и районов приходится делать определенную ротацию. Работа ведется и на уровне начальников управлений, допустим, Управления строительства. Вы знаете, на днях написал заявление и ушел начальник Управления активов и государственных закупок. Процесс идет”, - сказал в конце октября новый аким региона Нурмухамбет Абдибеков.
В принципе, после разгоревшегося скандала многие стали ожидать “столичных последствий”. Которые не замедлили себя ждать: 22 октября 56-летний Серик Ахметов покинул пост главы Минобороны по собственному желанию.
Многие сразу же усмотрели взаимосвязь между карагандинскими арестами и отставкой. Была только одна неувязка: если судить по сообщениям следователей, все нарушения, предъявляемые задержанным, датируются 2013 годом, то есть периодом, когда Ахметов уже не занимал пост главы области, руководя Кабинетом министров. Однако Ахметов “исторический карагандинец” и, учитывая его советское партпрошлое в регионе, опять же исторически имеет большое влияние в области. И, соответственно, без его дозволения-информирования ни одного крупного “дела” в регионе не происходит. Политологи не зря относят Серика Ахметова к списку так называемой “карагандинской политической группы” (к ней, кстати, относят и братьев Нигматулиных), весьма укрепившейся сегодня.
На это указывает и тот факт, что сегодня в рамках антикоррупционных дел проходит также ряд руководителей АОНК “СПК “Сарыарка”, СЭЗ “Индустриальный парк “Металлургия-Металлообработка”, АО “КазАгроФинанс”: Анатолий Эссе, Гумар Рахимжанов и другие лица. И вот здесь речь идет как раз о делах периода акимства Ахметова.
Так, против Рахимжанова уже выдвигались обвинения (правда, только бизнесменами): в 2012 году тогдашнего председателя правления карагандинского СПК “Сарыарка” Гумара Рахимжанова (он им работал в 2011-2012 годы, а до этого - советником акима области) представители бизнес-сообщества обвинили в том, что он без аукциона или тендера дал приватизировать искусственные пруды рыбопитомника области фирме “Караганды Балык”. Одним из учредителей фирмы являлся свояк Рахимжанова, вторым - супруга тогдашнего управляющего директора СПК “Сарыарка” Бауржана Жаниязова.
Но, несмотря на то, что финполиция тогда же нашла нарушения в сделке, обнаружив, что рыбопитомник стоит 33 миллиона тенге, а продали его за 22 миллиона, полиция и прокуратура дела возбуждать не стали. Ну а виновников (Гумара Рахимжанова и Бауржана Жаниязова) допросить не смогли - на тот момент в “Сарыарке” они уже не работали, а место их нахождения “неизвестно”. Впрочем, про “неизвестно” полицейские погорячились - Рахимжанов с момента увольнения из СПК занял пост председателя правления АО “КазАгроФинанс”.
В общем, поводов для разбирательств должностных беспорядков в Карагандинской области у следователей более чем достаточно.
Вполне возможно, что эту компанию чиновников и бизнесменов от государства ждет судьба членов атырауского ОПГ Бергея Рыскалиева. (Все свои неблаговидные дела он вел, будучи у руля области.) По этому делу проходили 22 человека, в числе которых бывшие заместители акима Атырауской области, экс-аким Атырау, руководители ряда РГП и разных ТОО. Им тоже вменялось и превышение полномочий, и рейдерство, и лжепредпринимательство с подлогом, и еще масса других столь же тяжких обвинений.
Как дальше сложится судьба бывшего премьер-министра Казахстана Серика Ахметова, предсказать сложно. Но совсем недавно Нурсултан Назарбаев пообещал: “Мы, невзирая на лица, должности, привлекаем к ответственности крупных чиновников. Все получают то, что положено, если они нарушили Закон о коррупции”. Ждем-с...
Астана |