Ботагоз Омар
Полноценный запуск трансконтинентальной железной дороги Казахстан - Туркменистан - Иран (которая является частью крупнейшего проекта “Север - Юг”) ожидается в начале ноября 2014 года. Этот путь призван облегчить транзит грузов из государств Южной, Юго-Восточной Азии, с берегов Индийского океана в страны Северной и Восточной Европы через территорию государств - участников проекта и Российской Федерации. И так как он в три раза короче, чем через Суэцкий канал, доставка грузов из начального пункта в конечный займет менее суток
Проект этот планировали запустить еще в начале 2012 года, но он постоянно сталкивался с рядом проблем, в том числе и экономического характера. Некоторые эксперты связывают это с политическим нюансом: желанием Запада преградить Ирану доступ к глобальным рынкам в большей степени из-за неопределенных планов по развитию в Исламской Республике Иран атомной программы. Так, в сентябре 2012 года туркменская сторона расторгла контракт с иранской компанией Pars Energy, которая сорвала сроки возведения участка Берекет - Этрек. Задержка со строительством объясняется введением санкций в отношении ИРИ, которые действовали вплоть до конца 2013 года.
С другой стороны, при реализации этого проекта нельзя не обращать внимания на внутренние противоречия между Туркменистаном и Ираном, которые еще не расставили все точки над “i” в вопросах распределения акватории Каспийского моря.
Между тем сегодня во взаимоотношениях между Ираном, ЕС и США наступила своеобразная “оттепель”, буквально вчера стороны начали консультации по ядерной программе, и, как заявил иранский лидер, компромисс на переговорах по иранской ядерной программе будет достигнут. По словам Хасана Роухани, по принципиальным вопросам между Тегераном и “шестеркой” стран есть понимание, а “разногласия касаются только деталей”.
Железнодорожный проект, начало которому было положено еще в 2007 году, выгоден для всех стран. Ирану запуск трансконтинентального коридора сулит доступ на российские и китайские рынки, Казахстану - на все государства Персидского залива (с возможностью увеличения транспортировки зерна, металлов и нефтепродуктов), России - выход на страны Ближнего Востока и далее - в Индию, Китаю - расширение торговых связей со среднеазиатскими странами и с арабским миром, официальному Ашхабаду - возможности диверсификации транспортных маршрутов.
Для нашей страны проект имеет особое значение в свете еще одного немаловажного нюанса - в поиске альтернативы ввиду хронических проблем, связанных с пропускной способностью железной дороги через Ташкент. Ну и, конечно, железнодорожное сообщение намного дешевле автомобильных перевозок.
Возможно, именно ввиду высокой заинтересованности Казахстан первым завершил строительство своего участка дороги еще в ноябре 2011 года (по нашей стране проходит 130 километров пути, на что потребовалось около 430 миллионов долларов США). Позже свою часть завершила иранская сторона (82 километра, 106 миллионов долларов). Справедливости ради подчеркнем, что львиная часть пути, 722,5 километра железнодорожной линии, проходит через территорию Туркменистана, причем строительство велось по двум направлениям. В то время как северную часть туркменского отрезка (Берекет - Гызылгая - Серхетяка) частично (75 процентов) профинансировал Азиатский банк развития в размере 225 миллионов долларов, вторую часть (Берекет - Этрек) кредитовал Исламский банк развития (371 миллион долларов США).
Как отметил на прошлой неделе в ходе пресс-конференции в Астане Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Казахстане Магтымгул Акмырадов, в 2013 году во время визита президента Туркменистана в Казахстан состоялась стыковка казахстанского и туркменского участков этой железной дороги по линии Узень - Берекет через станцию Болашак.
“Уже на этом этапе прокладки трансграничной магистрали можно говорить об экономической выгодности этого проекта. Для этого можно привести один простой пример - с начала текущего года, с января по июль текущего года, объем перевозок грузов между Казахстаном и Туркменистаном (именно с использованием этой ветки) составил 1,4 миллиона тонн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42 процента. Большая часть этого объема приходится на переход Узень - Берекет”, - отметил посол.
Как сообщалось ранее, первоначально по железнодорожной магистрали будет транспортироваться 3-5 миллионов тонн грузов в год, а в перспективе объемы возрастут до 10-12 миллионов тонн.
Глава дипломатического представительства Ашхабада в Астане добавил, что до конца текущего года планируется полное открытие этого железнодорожного коридора. Правда, о точных сроках дипломат говорить не стал. Между тем ранее в прессе озвучивалась информация, что столь торжественную церемонию планируется провести в первой декаде ноября во время официального визита президента Казахстана в Туркменистан.
По прогнозам аналитиков, к 2020 году объем перевозок по новому маршруту может составить около 15 миллионов тонн, в том числе 3 миллиона тонн транзитных грузов.
По словам Магтымгула Акмырадова, проект позволяет увеличить объем товарооборота между нашими странами. В прошлом году он составлял около 340 миллионов долларов США, в то время как ранее его уровень исчислялся 180-200 миллионами долларов. Но и прошлогодний “рекорд” далеко не отражает возможный потенциал сотрудничества.
Астана |