|
Алан Байтенов
В конце прошлой недели на юге Казахстана завершились тактические учения “Аныракай-2014”. Это, отмечают специалисты, одно из самых масштабных мероприятий по линии Минобороны за последнее время. В учениях принимало участие около 2000 человек и 400 единиц техники. В том числе и авиация. Главная задача традиционна - взаимодействие частей в момент уничтожения условного противника.
Между тем ситуация в мире постоянно меняется. И если раньше Казахстан видел в качестве условного противника рядовое бандформирование террористического толка, то сегодня это уже целые армии радикально настроенных государств. И так как сегодня Казахстан тесно связан в своем экономическом партнерстве не только с государствами ОДКБ, но и с входящими в блок НАТО, необходимо пересмотреть концепцию военного взаимодействия, считают независимые эксперты. Особенно это актуально в свете последних событий, когда отношения России и США, что являются ядрами крупнейших блоков, стали, мягко говоря, напряженнее
В одном из основных положений военной доктрины Казахстана (принята в октябре 2011 года) сказано: Республика Казахстан считает, что ни одно государство не является для нее потенциальным противником. Однако, и этому собственно посвящен документ, Казахстан обязан адекватно ответить на возникшую агрессию. Остановимся на самых уязвимых участках рубежей нашей родины.
Ситуация в мире остается напряженной - еще совсем недавно шли ожесточенные бои на территории Украины, идут боевые действия в Ираке, постоянно создаются все более радикально настроенные организации, которым по силам откалывать огромные области государств. Там где, например, располагаются нефтедобывающие ресурсы. К этому мы еще вернемся. Вообще, географическое положение нашей республики уникально. Большую часть границы мы делим с сильными государствами-партнерами - Россией и Китаем. То есть можно сказать, что север и восток у нас надежно прикрыты. Чего, к сожалению, не скажешь о западе и юге страны. В частности, границы с Узбекистаном и Туркменистаном. Ведь рядом Афганистан и, что не менее опасно, Ирак и Сирия. Где как раз сегодня орудует группировка “Исламское государство”, например. Которая, как известно, захватив иракские нефтяные месторождения, даже наладила сбыт нефти на черный рынок. То есть получает реальные деньги, эксперты говорят, до трех миллионах долларов в день, которые идут на вербовку все новых сил и закуп вооружений.
К тому же, помимо границы с Узбекистаном и Туркменистаном, есть, можно сказать, практически незащищенный Каспий. Конечно, там обеспечивает безопасность Региональное командование “Запад”. Но ведь в этом случае мы одни, и нет даже буфера, каким, пусть и не самым надежным, выступают Узбекистан и Таджикистан. В то же время на нашей территории Каспия как раз сосредоточены одни из крупнейших месторождений нефти. То есть, учитывая тенденцию - потенциальные цели террористических группировок.
Да, Казахстан как государство с развитой нефтеносной структурой и знающее расклад по своим слабым местам, проводит соответствующую политику. Которая отчасти была отражена в последней военной доктрине. И там было указано, что мы можем сотрудничать с государствами, которые не входят в ОДКБ. Однако доктрина была подготовлена еще в 2011 году - тогда расклад сил на мировой политической арене был совершенно иным. Поэтому главные вопросы сегодня таковы - готова ли казахстанская армия противостоять новым вызовам и кто в случае чего будет главным союзником?
Конечно же, ОДКБ, ответят многие. Согласны. Однако здесь есть и такой момент - нефть мы добываем совместно. Так сказать, вскладчину со странами, входящими в блок НАТО. США, например. И вот если вдруг начнутся проблемы, то, как будут защищать свою нефть Штаты? Как поведет в этом случае себя Россия, с одной стороны, вынужденная оказать содействие Казахстану, но не заинтересованная в безопасности имущества своего оппонента? Смогут ли наши региональные командования “Юг” и “Запад”, а может быть даже, и “Астана” в “час Х” сработать по плану и отразить удар? Насколько они состоятельны? Да и вообще, есть ли такой план работы у Министерства обороны, который отвечает новым условиям? Или все осталось на прежнем уровне, когда НАТО и ОДКБ были даже, можно сказать, партнерами, а Казахстан мог рассчитывать на помощь и того, и другого блока. При этом вроде как сохранять нейтралитет и официальную принадлежность к ОДКБ.
Поэтому сегодня проходящие учения - хороший повод задать вышеперечисленные вопросы специалистам Министерства обороны. Которые, кстати, мы также оформим в письменном виде в качестве официального запроса. Да, мы понимаем, что часть информации по некоторым позициям представляет собой государственную тайну. Однако поводов для беспокойства достаточно. Ведь стоит напомнить, что только у “Исламского государства” около 80 тысяч членов. Это больше всей армии Казахстана. И у нас есть то, что может понадобиться им. Впрочем, без точной информации и профессионального взгляда на проблему специалистов Министерства обороны прикидывать возможный результат гипотетического кризиса на Западе и Юге Казахстана некорректно. Поэтому, чтобы продолжить разговор на эту тему, нам необходимо профессиональное мнение аналитиков министерства. Ведь, когда в мире неспокойно и центр тяжести угрозы смещается, необходимо адекватно реагировать на вызовы. Каждый казахстанец хочет знать - защищен ли он?
Кстати
В минувшую пятницу завершились одни из самых крупных и значимых военных учений в России. “Восток-2014” - самые ожидаемые и масштабные стратегические учения ВС РФ этого года, в рамках которых около 100 тысяч военных выполняли учебно-боевые задачи в разных точках России - от Анадыря до Владивостока”, - говорится в официальном докладе Сергея Шойгу, министра обороны РФ. Чтобы представить размах, мы приведем такой факт - для “Востока-2014” снабженцы привезли более 10 тысяч тонн ракет и боеприпасов, топлива и продовольствия. По условным противникам работали ракетные комплексы “Искандер” и “Панцирь-С”, задействовали Северный флот, а также авиацию.
Однако это не самое главное. Фишка в другом - публикация программы учений, ход ее исполнения и результаты в социальных сетях. Это беспрецедентно. К тому же актуально и действенно. Ведь каждый россиянин смог увидеть, кто его защищает, что его защищает и как. А также он увидел, на что идут его деньги. Это можно назвать прозорливым решением Минобороны РФ - маневры становятся гораздо прозрачнее. Кроме того, такой подход вносит большой вклад в программу патриотического воспитания современной молодежи.
И этот опыт необходимо взять на вооружение нашему главному военному ведомству. Ведь каждый казахстанец имеет право знать - насколько быстро и как искусно реагирует Минобороны на изменения ситуации в мире. Каков баланс сил - наших против условного врага. Тем более что в последнее время в Казахстане пост министра обороны занимает именно гражданское лицо. И по идее ему гораздо проще держать связь с обществом, чем, к примеру, боевому генералу, прошедшему закалку в ходе боевых действий. Тем более, как мы знаем, для этого есть все условия и ресурсы. Даже официальные аккаунты Минобороны Казахстана в крупнейших мировых социальных сетях. Да, многое является военной тайной. Но уверены - не все. Ведь можно найти то самое интересное, красивое и отвечающее на многие вопросы, чтобы публиковать бесперебойно. Подобный метод уже имеется. Более того - он работает. |