|
Юлиана Жихорь
По мнению депутатов, государство в погоне за рыночными отношениями чрезмерно отпустило вожжи контроля, в результате чего в стране царит полная безнаказанность
Депутат Рауан Шаекин предлагает ввести госрегулирование оптовых цен на ГСМ в Казахстане. “На уровне оптовой торговли рынок не регулируется, отраслевое министерство мониторинг и контроль не осуществляет, оптовые продавцы не имеют ограничений и без труда могут манипулировать рынком. Посмотрите сами: ежегодное потребление бензина АИ-92 - 2,8 миллиона тонн, дизельного топлива - 4,6 миллиона тонн в Казахстане в целом. Суммарно три НПЗ Казахстана производят 1,9 миллиона тонн АИ-92 и 4 миллиона тонн дизельного топлива”, - возмущался депутат. “Деятельность ТОО “ҚазМұнайГаз Өнiмдерi” с момента создания не освещалась в информации госорганов. Если компанией были осуществлены поставки из России в Казахстан, то какого топлива, в какие регионы, на какой рынок - оптовый, розничный? То есть деятельность непрозрачна, стабильность не наступила на сегодняшний день. Получилось как всегда: министр нефти и газа убеждает население, что до ноября не будет повышения цен, но происходит обратное”, - заявил он.
Мажилисмен напомнил премьеру, что полгода назад тот рассказал, что “прорабатывается вопрос введения государственного регулирования оптовых цен на нефтепродукты”. “Прошу Вас вернуться к данному вопросу, поручить соответствующим министерствам восполнить правовой пробел в законодательстве”, - обратился Шаекин к Кариму Масимову.
Впрочем, заметил депутат, госрегулирование цен - не лучший друг конкуренции. Но для нас вынужденный, поскольку, как сообщил Шаекин, “у нас оптовая цена на все виды ГСМ дороже розничной на 10 процентов, что влияет на производство всех товаров и услуг”.
Или, например, туризм. Нынешнее лето стало для многих туристов в нашей стране совсем нерадостным - несколько крупных и, казалось бы, устойчивых туристических компаний вдруг “приказали долго жить”. Оставив на бобах и на заграничных курортах тысячи казахстанцев с неоплаченными кому билетами на родину, кому - отелями. В результате одних возвращали домой борты МЧС, другие вынуждены были писать многочисленные жалобы в прокуратуру и плакать над ставшими бесполезными туристическими ваучерами. Ведь, как выяснилось, проплаченные за отдых деньги ушли совсем не на отдых казахстанцев, а на непонятные счета понятных лиц. Которые нынче в большинстве своем скрываются неизвестно где.
Вариант возврата денег страховыми компаниями, как выяснилось, тоже не вариант. Как сообщила мажилисвумен Светлана Романовская, “Закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов, который был принят еще в 2003 году, совершенно не исполняется. То есть никто не следит из государственных органов, кто страхует, в каких страховых компаниях. Фактически отрасль никем не контролируется, и нормативно-правовая база в этой области слабая”. А вероятность возместить убытки туристов через суд практически равна нулю - на балансах туркомпаний разве что бытовая техника да арендованный офис. “Ни для кого не секрет, многие из тех, кто являлся учредителями данных компаний, (туристических. -
“НП”) сейчас за границей, и их никто не может найти. Мы выигрываем иски у этих людей, но возвращать эти деньги нечем”, - сообщила депутат, а заодно и глава Национальной лиги потребителей РК.
Тем временем акжоловец Азат Перуашев высказал недовольство реформой правительства в части реорганизации МЧС (напомню, МЧС стало частью Министерства внутренних дел). Ведь прежде вся ответственность за ЧС лежала на одном уполномоченном органе (Министерстве по чрезвычайным ситуациям). Сейчас же эти функции разрозненны: функции пожаротушения переданы МВД, функции промышленной безопасности - Министерству по инвестициям и развитию. А в случае распыления ответственности, как известно, ответственность никто не несет.
Перуашев привел в пример серию недавних землетрясений в Алматы. “Данная серия подземных толчков не сопровождалась предупреждениями населения о возможных повторениях, никакой информации о порядке необходимых действий граждан ни до, ни в ходе, ни после перечисленных событий не было. Тем самым встает вопрос о функциях бывшего МЧС по организации гражданской защиты как комплекса мер о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Какому государственному органу эти функции переданы? И какой именно орган ответственен за их надлежащее исполнение?” - задал правительству вопрос депутат.
А заодно заявил, что, по его мнению, перекладывание ответственности за предупреждение ЧС на плечи местных исполнительных органов “может снизить уровень защищенности наших граждан от воздействий ЧС, поскольку такие задачи... должны иметь характер единой политики, обеспечиваемой на государственном уровне”.
Астана |