|
Айгуль Жилкишина
Эксперты из организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выяснили, что казахстанские школьники отстают по многим дисциплинам. Директор информационно-аналитического центра МОН Казахстана Серик Ирсалиев сообщил, что, по данным PISA, “казахстанские школьники отстают от сверстников стран ОЭСР по математике в среднем на 1,5 года, по естествознанию - на два года, по чтению наибольший разрыв уровня знания - 2,5 года. Это говорит о том, что наш 15-летний среднестатистический ученик читает и понимает тексты так же, как понимает и читает среднестатистический
12-летний ученик из стран ОЭСР. Международные эксперты, исследовавшие систему образования Казахстана, заострили внимание на “слишком длинной учебной неделе” и на “слишком длинных, ничем не обоснованных летних каникулах”
Серик Ирсалиев привел данные PISA и озвучил выводы международных экспертов как побудительный мотив для приятия решений нашего МОН. Сразу же зададимся вопросом - как можно было вычислить “средний показатель” по успеваемости учащихся для стран - членов ОЭСР? В нее входят страны Евросоюза, а также США, Австралия, Турция, Япония, Южная Корея, Канада, Израиль, Чили, Мексика и Новая Зеландия. Ранжир достаточно велик, и условия некоторых стран едва ли сопоставимы как по уровню жизни (Чили и Япония), так и по уровню образования (Финляндия и Турция).
Поэтому можно подвергнуть сомнению, что эта критика основана на каких-то выверенных методиках, применимых для универсальной и объективной оценки систем образования. Хотя, конечно, систему нашего образования стоит оптимизировать, и пределов совершенству не существует.
Напомним, что по результатам PISA (международного исследования результатов учебы школьников) 2013 года, Казахстан находится на 48-м месте. Первое место отошло Шанхаю (Китай представлен в этом авторитетном рейтинге тремя городами), на последнем, 65-м месте, - Перу. Россия в этой классификации заняла 34-е место, США - 36-е.
Будут ли летние каникулы в Казахстане короче? Поможет ли это (в случае принятия такого решения) улучшить успеваемость школьников? Во всяком случае, блогосфера полна всякого рода предположений на эту тему.
Но на официальном уровне в Казахстане пока не предполагают менять сроки летних каникул. 25 августа министр образования и науки Аслан Саринжипов заявил: “Некоторые международные эксперты в своих докладах обсуждали, что в Казахстане и некоторых постсоветских странах очень продолжительные летние каникулы. Есть страны, где каникулы намного короче, но в данный момент, в ближайшее время, такой вопрос мы не рассматриваем, чтобы сокращать летние каникулы”.
У кого длиннее
всех?
Самые длительные летние каникулы у школьников Эфиопии - от 12 до 15 недель, почти четыре месяца. На Мальте дети отдыхают три с половиной месяца. В Италии и Греции летний отдых тоже продолжительный - 12-14 недель, с июня по сентябрь. Но, справедливости ради, нужно добавить, что каникулы в оставшуюся часть года очень маленькие, их почти нет.
В США дети отдыхают от школы тоже прилично - от 2,5 до 3 месяцев, причем на юге страны каникулы длятся 3,5 месяца - с 11-13 мая до 25-26 августа. Как считать каникулярные дни детям Венесуэлы - они отдыхают летом два месяца и зимой два месяца? Получается четыре месяца? Или два?
В Канаде чуть больше двух месяцев и по-разному - примерно от 27 июня и до Праздника трудящихся, который каждый год имеет разную дату. Поэтому учебный год начинается между 4 и 7 сентября. Но все зависит от различных регионов - в Торонто ученики идут в школу “как положено”, а есть те, которые начинают на неделю раньше. Есть также рождественские каникулы около недели и весной - также неделя.
Есть сроки летнего отдыха детей и более умеренные - например, в Швеции. Два месяца, с середины июня до середины августа, точных дат начала и окончания каникул не существует. Те же два месяца отдыхают школьники Израиля: июль и август. В последнее время там высказывают предложения сократить летние каникулы до одного месяца.
Восемь недель отдыхают летом школьники Норвегии и по девять недель каникул у детей в Австрии, Бельгии, Чехии, Франции, Польши, Словакии, Люксембурге и Северной Ирландии. Рекордно короткий летний перерыв - шесть недель - у детей в Германии, Дании, Голландии, Лихтенштейне, Англии и Уэльсе. В Швейцарии - семь недель.
Однако при коротком летнем отдыхе в полтора месяца в Швейцарии, Германии и других европейских странах сразу через полтора месяца после начала учебного года начинаются осенние каникулы - две недели. Кроме того, есть рождественские - с 22-23 декабря до 2-3 января - и пасхальные каникулы. Вообще, в Германии с ее федеративным устройством разные сроки и разные каникулы: в некоторых землях есть, а в некоторых нет зимних каникул (две недели в феврале). А в некоторых землях, например, в Баварии, где сильные католические традиции, есть каникулы в Вознесение, две недели (после 40-го дня Пасхи). Похожая ситуация в Швейцарии - в разных кантонах каникулы длятся от пяти до 10 недель.
Три месяца летних каникул.
Это много или мало?
Учитель русского языка и литературы алматинской гимназии №120 имени Мажита Бегалина (также завуч по воспитательной работе по совместительству) Ирина Николаевна Джаксылыкова и детский психолог Анастасия Коньшина в числе тех, кто знает подноготную. Предлагаю мнение профессионалов.
Психолог из Алматы Анастасия Коньшина убеждена: “три месяца - это правильно. Лето - это уже само по себе достаточно веский аргумент. Летом повышается физическая активность даже у самых пассивных детей. Эти три теплых месяца повышают иммунитет детей и оздоровляют их. Кроме того, я считаю, что за летний период дети вырастают квантово и намного больше, чем за другой сезон.
Если посадить ребенка пораньше за парту, что мы выиграем, шагая против природы? За этот период у детей происходят невидимые процессы взросления, когда они якобы (по распространенному мнению) “дурью маются и ничего не делают”. Это вовсе не соответствует истине - летом много энергии ребенок затрачивает на вызревание личностных структур, которые у взрослых уже сформированы. Нам, родителям, не нужно тратить силы на рост и на формирование личности, поэтому мы погружены в деятельность более полно и через нее уже просто совершенствуем то, что имеем. А детям с их формирующимся сознанием это необходимо, именно поэтому ребенку нужно больше времени на погружение в отдых, на сам отдых и, соответственно, на выход из отдыха. Вот эти три месяца мы, собственно, и имеем по всем советским стандартам. И один месяц свободы и отдыха для взрослого - в масштабах детей это всего лишь две недели”.
Завуч Ирина Джаксылыкова ставит вопрос таким образом: “В 2012 году на брифинге бывший министр образования и науки Казахстана Бакытжан Жумагулов сообщал, что МОН РК рассматривает вопрос увеличения зимних каникул и сокращения летних. “На повестке такой вопрос стоит не только потому, что холода. Во многих странах летние каникулы один месяц. У нас почти три месяца, поэтому мы сейчас изучаем, насколько это приемлемо в наших условиях... Если мы, например, месяц добавим или 20 дней, то можно было бы выиграть один творческий день для наших детей - субботу. От этого было бы намного больше пользы. Это вопрос не одного дня. Думаю, что в ближайшие 3-4 месяца мы выйдем на понятную траекторию, как нам дальше двигаться”, - сказал министр.
И вот новый министр образования вновь открывает дискуссию. Но такой серьезный вопрос должен решаться не только в МО, но и совместно с родительской общественностью, учениками. Необходимо серьезно изучить мировой опыт, выявить все плюсы и минусы предлагаемых схем. И обязательно проанализировать с учителями с богатым педагогическим опытом за плечами и обязательно сейчас работающими в школе. Согласитесь, что главная цель - не только обеспечить эффективность учебы, но и повысить здоровье учителя. За время летних каникул учителя не успевают восстановить свои силы, так как уже с 10 августа ежегодно, на протяжении многих лет, необходимо готовить школу к началу учебного года. В результате сокращения каникул адаптация учителей сокращается. К чему это ведет? Повышается заболеваемость педагогов, что ведет к снижению качества знаний учащихся. Если учесть, что учителя математики, русского языка, начальной школы - это люди с возрастной категорией от 35 лет и выше, представляете, что это такое! В нас генетически заложено уже в течение многих поколений, что 25 мая заканчивается учеба, а июнь - месяц экзаменов. В 1997 году во всех школах Алматы такой опыт с сокращением летних каникул, до 15 июня, уже проводили, и он не принес удовлетворительных результатов. Дети на чисто физическом уровне не воспринимали учебный материал, чему способствовали еще и климатические условия - 35 градусов нашей жары. Запоминать теоремы и формулы, когда за окном плюс 30, практически невозможно. А теперь давайте подумаем: “Три месяца летних каникул. Это много или мало?”.
“Не троньте летние каникулы!”
Такой клич бросила многодетная мама из Минска Елена и высказалась за то, чтобы этот вопрос решался голосованием родителей и учителей. В Белоруссии в прошлом году обсуждали возможность сократить школьникам летние каникулы, на что Министерство здравоохранения поставило лишь одно условие: ежедневная нагрузка должна уменьшиться.
Чиновники выдвигали следующие аргументы “за”: “Так планируется разгрузить детей”, “У нас и так самые длинные школьные каникулы” или проще: “В Австрии каникулы короче”.
Контраргумент Елены был не слабее: “Мне, как матери, все равно, сколько длятся каникулы в Австрии, Германии или США. И зачем сравнивать с Австрией? Это разные системы образования и разные условия обучения. В этой стране есть зимние курорты, у них могут быть длиннее зимние каникулы, потому что им есть, чем занять детей. У нас дети учатся целый год и ждут летних каникул, чтобы максимально отдохнуть”.
Елена считает, если Министерство образования Белоруссии сократит летние каникулы на месяц, то хуже будет всем: и детям, и учителям, и родителям. “Кто-нибудь задумался о том, что летом в классах будет пекло? Систем кондиционирования в школах нет. И получится так, что меня, как родителя, вынудят финансово помочь с установкой такой системы”. На родительском собрании Елена подняла вопрос о сокращенных каникулах. И не увидела ни одного человека, кто был бы “за”. |