|
Юлиана Жихорь
Открытие очередной парламентской сессии ознаменовано новой порцией “установок от президента”. Причем обращался глава государства не только к депутатам, но и к членам правительства. Объединяло все эти заветы одно - трудиться в грядущем парламентском году всем придется в условиях сложной экономической и геополитической ситуации
“Сохраняется непредсказуемость в мировой экономике. Углубляются геополитические риски, в том числе связанные с осложнением международных отношений из-за событий в Украине. Взаимные санкции применили друг против друга государства, производящие в общей сложности 60 процентов мирового ВВП. Все это влечет серьезные коррективы и изменения в сложившиеся экономические отношения и миропорядок. Это приведет к снижению роста экономики наших партнеров, что повлияет и на нас. Поэтому важно сделать все, чтобы предупредить возможные негативные вызовы для экономики, благосостояния народа и безопасности Казахстана”, - начал свое выступление президент.
Установка на нынешний парламентский год одна: работать в казарменных условиях слаженно, чтобы воспользоваться “окнами возможностей”. (Помнится, нечто подобное уже было, когда Казахстан “накрыла” волна мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах.) А потому депутатам предложено пересмотреть свой график каникул (к слову, большая часть парламентских каникул посвящена общению с народом в регионах) и работать слаженно с правительством. То есть принимать быстро предлагаемые на рассмотрение законы.
А таковых набралось немало.
В приоритетном (то есть в срочном) порядке депутаты должны рассмотреть целый блок законопроектов, уже находящихся в парламенте: по вопросам недропользования (“Его принятие обеспечит значительное упрощение процедур получения права недропользования, снижение административных барьеров, прозрачность принятия решений”), “О сельскохозяйственной кооперации” (президент также призвал усилить контроль за эффективным расходованием средств, выделенных на АПК из Нацфонда и бюджета), законопроекты, направленные на совершенствование системы академического управления автономных организаций образования.
Но, по сути, поручения президента о срочности принятия законов касались не только и не столько депутатов, сколько членов Кабмина, которым было велено разработать качественные законопроекты в предельно короткие сроки. Например, уже до конца этого года в парламент должны пройти проекты законов: “О государственных закупках” (в новой редакции); по вопросам образования, предусматривающий обязательное прохождение производственной практики на предприятиях с учетом дуальной системы, а также законопроект по вопросам миграции.
Еще одним важным законодательным новшеством станет закон по вопросам кардинального улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Его президент поручил Кабмину внести в парламент уже в сентябре текущего года. “Его рассмотрение я объявляю приоритетным”, - заявил Назарбаев.
Но есть целый цикл обновлений, которые должны, с одной стороны, улучшить бизнес-климат в стране, с другой - стать проводником в “светлое будущее”. Поскольку, как сказал президент, цель по вхождению в число 30 развитых стран мира никто не отменял.
В первую очередь, по мнению президента, надо принять “кодексы нового поколения” - Предпринимательский и Гражданский процессуальный. Одновременно с этим необходимо обеспечить “полноценное развитие арбитража”: “Не секрет, что сейчас инвесторы, особенно иностранные, предпочитают обращаться за разрешением возникающих споров в зарубежные арбитражные инстанции. Это говорит о слабом доверии к нашей судебной системе и ее решениям”. Назарбаев поручил “рассмотреть возможность принятия комплекса мер по развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным стандартам”, и до 1 апреля 2015 года разработать и внести в парламент единый закон об арбитраже.
Одновременно с этим следует расширить потенциал “Электронного правительства”, чтобы облегчить, с одной стороны, получение услуг от государства, с другой - исключить коррупционный фактор. Правительству приказано до 2017 года интегрировать все существующие государственные системы и базы данных на платформе e-gov. А заодно продвинуться в деле упрощения регистрации и ликвидации юридических лиц. “Ставлю задачу - с 1 января 2016 года расширить применение для инвесторов принципа “одного окна”. Для тех инвесторов, которые заключили инвестиционные контракты по приоритетным проектам, этот принцип должен начать действовать с 1 января 2015 года”, - заявил Н. Назарбаев.
Вместе с этим он призвал продолжить работу по переводу выдачи разрешений и уведомлений в электронный формат. “В течение 2015 года правительство должно сократить количество разрешений на 50 процентов. Также надо существенно снизить количество проверок бизнеса”, - озвучил он очередную порцию норм, облегчающих работу бизнеса.
Для развития экспортного потенциала страны также предложили упростить таможенные процедуры. Для чего с будущего года президент поручил перенести таможенный контроль с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров. “До конца текущего года в целях поддержки отечественных экспортеров надо выработать меры по снижению стоимости перевозки грузов, сокращению сроков таможенного оформления и контролю их соблюдения”, - призвал Нурсултан Назарбаев, поручив заодно инициировать изменения в соглашение Таможенного союза о единых принципах и правилах технического регулирования на предмет признания международных сертификатов соответствия. “Это позволит существенно снизить затраты наших предпринимателей”.
Что касается населения, то поручили провести ревизию законодательства и максимально сузить требования о нотариальном заверении документов. “Предусмотреть по принципу “одного окна” выдачу справок для населения, требуемых при трудоустройстве, выезде за рубеж и получении водительских прав. Начиная с 2015 года отменить техосмотр личного автотранспорта, не используемого в коммерческих целях, со сроком эксплуатации до семи лет, а также доверенность на управление транспортным средством”, - заявил Н. Назарбаев.
В Казахстане продолжится процесс перетока полномочий из центра на места. Президент предложил весьма тщательно пересмотреть ответственность центра, переложив часть функций и ответственности на плечи региональных властей. Астана же должна “рулить” исключительно государственной политикой. “Акиматам необходимо передавать функции, которые более эффективно исполняются на уровне регионов. Это прежде всего функции местного значения. В пользу этого говорит и широкий международный опыт. При этом одна функция должна быть закреплена только за одним государственным органом. Дублирования быть не должно”, - заявил Н. Назарбаев.
При этом следует активнее передавать часть государственных функций в негосударственный сектор. “Эти функции во многих странах осуществляют саморегулируемые организации. Для этого надо приступить к созданию сети таких независимых организаций”, - заявил президент. И поручил внести в текущем месяце в парламент законопроект по разграничению функций уровней исполнительной власти (на основе Указа по разграничению полномочий между уровнями госуправления). “Рассмотрение этого законопроекта необходимо сделать срочным”, - заявил Н. Назарбаев. Он уточнил, что “в сегодняшней экономической ситуации правительство должно сосредоточиться на стратегических вопросах по реализации основных направлений социально-экономической политики”. “Каждый министр должен будет иметь все необходимые полномочия по курируемой сфере и нести полную ответственность за принятые решения. Это требование надо законодательно урегулировать”, - уточнил президент.
Еще одна идея, прозвучавшая из уст президента, не новая, а скорее возвращение к когда-то пройденному: трансформировать Комитет по оплате медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития, создав Фонд обязательного медицинского страхования. При этом ныне действующая Единая национальная система здравоохранения будет базой для этого фонда. Начало функционирования ФОМС наметили на 2017 год.
В общем, Казахстан вновь продемонстрировал свою приверженность заведенной еще в 90-е годы традиции - проводить реформы в период экономических неурядиц. Мол, “по больному” не так больно резать будет.
Впрочем, в том, что будет больно, мало кто сомневается.
Возьмем экономические санкции против России, конца которым пока не видно (если судить по высказываниям многочисленных политиков Запада). Предложения “выйти из ТС”, чтобы на нас эти санкции не повлияли, малорациональны. Заявления же Н. Назарбаева о возможном выходе из ЕАЭС (“Если не будут выполняться правила, описанные в договоре, Казахстан имеет право выйти из ЕАЭС. Я уже это говорил и повторяю снова. Казахстан не будет входить в организации, которые угрожают нашей независимости. Независимость - это самое главное наше богатство”.) многие восприняли едва ли не как установку к действию. Однако речь шла, в первую очередь, о политике. Так как экономически “откреститься” от взаимоотношений с партнерами по Таможенному союзу будет гораздо сложнее.
В первую очередь потому, что, выйдя из ТС и ЕАЭС, Казахстан может лишиться лишь общих правил игры и открытых таможенных границ. Но никак не торговых связей. Для ликвидации угрозы воздействия санкций против России на экономику Казахстана Астана должна полностью разорвать все торгово-экономические отношения с этой страной. Причем не столько на государственном уровне, сколько на межфирменном. А это, согласитесь, сделать не просто трудно, но практически невозможно: интеграция экономик слишком велика. Очень многие предприятия страны буквально завязаны на контрактах с Россией: либо туда, либо оттуда поставляют оборудование, заказы, технологии, займы. А это воленс-ноленс делает нашу страну уязвимой: наши предприятия, работающие с компаниями, попавшими под санкции против России, могут быть ограничены в доступе к западным финансам или контрактам. Что значительно ударяет по отечественной экономике. А значит, надо готовиться к худшему.
“Нам нельзя опаздывать с принятием решений. Неприятности наступают на пятки, мы это чувствуем. Время сжимается, требует ускорять наши действия. Сегодня необходимо формировать экономическую политику с учетом возникающих рисков меняющейся геополитики”, - заявил Н. Назарбаев. И вновь призвал не терять духа, а воспользоваться новыми появляющимися возможностями для развития.
Но пока первостепенная задача - “сохранить достигнутый уровень развития, предотвратить возможный спад производства, снижение социального самочувствия населения”.
“Считаю, что ничего такого страшного для нас нет, у нас есть устойчивость, у нас есть возможности, соответствующие резервы. Хотелось бы, конечно, их использовать по-другому, но, если придется, мы будем социальную обстановку в стране держать на должном уровне”, - пообещал президент. И добавил, что “при всех возможных вариантах развития правительству поручено не сокращать финансирование социальных обязательств государства. И это очень важно. Для этого мы располагаем всеми необходимыми ресурсами для обеспечения стабильного благосостояния народа”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |