|
Алан Байтенов, Константин Маскаев
Очередная экологическая тревога на Каспии: “частик” косяками выбрасывается на берег. Как отмечают очевидцы, гибнет кефаль и вобла. Сейчас создали специальную комиссию, которая должна установить причину. Однако экологи уже предлагают свою версию - аномальная жара. Еще одна возможная причина - низкое содержание кислорода
Жители побережья Мангистауской области стали свидетелями страшной картины. Кефаль буквально на глазах выпрыгивала на берег и, задыхаясь, гибла. Причем стоило ее взять в руки и поместить в воду, как она вновь стремилась к берегу на верную смерть. Можно даже представить масштабы бедствия - это происходит практически по всему побережью Мангистауской области, сообщают местные СМИ, от Форт-Шевченко до мыса Фетисова.
В данный момент с мыса Жигылган также поступают тревожные сигналы. По словам местных жителей, все побережье устлано разлагающейся рыбой. Гибель кефали в этом месте подтверждают и официальные лица. В частности, начальник управления рыбной инспекции Мангистауской области Куангали Ашахов сообщил, что сейчас создана специальная исследовательская группа, которая начнет свою работу уже в ближайшее время. Правда, господин Ашахов опровергает массовую гибель. По его словам, рыба выбрасывается на берег эпизодически.
Однако по факту гибели рыбных ресурсов в акватории Мангистауской области Каспийского моря специализированной природоохранной прокуратурой Мангистауской области уже было проведено экстренное совещание. Принятое решение - создание специальной рабочей группы, которая займется обследованием зон мора и определением масштабов ущерба. По плану специалисты возьмут пробы воды и пробы останков рыбы. Это необходимо для того, чтобы определить наличие в них потенциально опасных веществ для живых организмов.
Между тем специалисты созданной комиссии уже называют предварительные причины экологического бедствия. Так, одна из версий - безжалостная природа. А именно - аномально высокая температура воды. В последнее время она, по информации специалистов, стремится к 30 градусам по Цельсию. При этом температура воздуха в этом регионе уже достаточно долго держится на отметке 40 градусов по Цельсию. “Предположительно причинами гибели рыбных ресурсов могут являться природные явления, выраженные в аномальном повышении температурного режима воды и окружающей среды, которое в свою очередь неблагоприятно влияет на состояние рыб”, - говорится в официальном сообщении прокуратуры.
Насколько “фактор жары” можно рассматривать в качестве одного из основных, приведших к гибели, например, кефали? Известно, что большинство представителей этого рода рыб обитает в морях тропического и субтропического поясов. Несколько видов обитает в пресных водах тропической Америки, Мадагаскара, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии. В водах Евразии известен один вид этого рода - лобан, обитающий в Черном море. К слову, на побережье Черного моря в нынешнем сезоне также фиксируют продолжительный знойный период. Но там о подобной гибели кефали не сообщают. Возможно, причина в другом?
Так, независимые экологи озвучивают свою версию: рыба, в частности, в районе мыса Жигылган могла погибнуть из-за недостатка кислорода. “Жигылган - это вода рукава моря. В том месте за год вода ни разу не поднималась. Летом не было дождей. В Урале воды также мало. Поэтому сокращение объемов воды, отсутствие водообмена привело к гибели рыбы”, - замечает эколог Махамбет Хакимов в интервью порталу “Азаттык”. По мнению Махамбета Хакимова, “такое случается ежегодно - рыба выбрасывается на берег из-за отсутствия кислорода”.
Но есть и такая версия: причина гибели рыбы - недавние учения на Каспии. По крайней мере, такое предположение высказывает упомянутый выше Куангали Ашахов: “Сейчас я слышу, что на море были учения. По словам сотрудников, в месте, которое называется “43-й километр”, из-под воды доносился гул. Мы подозреваем, что причина может быть и в этом”. Что за “гул” и какова его природа, чиновник не разъясняет.
Кстати, в последнее время специалисты все чаще говорят о нарушении баланса и об ухудшении экологии в этом регионе, связывая периодическую гибель рыбы и тюленей с добычей углеводородов, сбросом отходов и оживленным судоходством на Каспии. К слову, в мае этого года также сообщалось о массовой гибели рыбы на территории Мангистауской области. Правда, тогда специалисты не нашли следов загрязняющих веществ.
В то же время известно, что изначально кефаль не обитала в Каспийском море. По одной версии, ее завезли непреднамеренно - вместе с морским материалом из Черного моря. По другой - завезли специально, чтобы адаптировать по программе Рыбпрома СССР. Только кто сегодня в этом признается. Беда же в том, что свои “гастрономические” пристрастия кефаль направила на икру рыб осетровых пород. То есть эта рыба оказалась тем инородным браконьером, который даже стал опасен для эндемичных видов рыб, к которым на Каспии можно отнести осетра, шипа, севрюгу и, понятно, белугу.
В этом контексте утрату кефали в бассейне Каспия можно не расценивать как экологическое бедствие, а воспринимать скорее как индикатор. На самом же деле следует признать: чем меньше кефали, тем больше осетровых появится уже в следующем сезоне. А сохранить их от несанкционированного промысла - это уже проблема, лежащая в совершенно другой плоскости.
Что конкретно стало причиной бедствия на этот раз, мы узнаем после завершения работы специальной комиссии. О результатах “НП” сообщит отдельно. |