|
Алла Иванилова
Ежегодно в Казахстане сотни людей становятся жертвами “врачебных ошибок”. Многим халатность людей в белых халатах стоит жизни. И вот чиновники от здравоохранения заявили, что рассчитают размер компенсаций за врачебные ошибки
По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП. Больницы гораздо опаснее для жизни, чем полеты на самолетах. При нахождении в стационаре шанс столкнуться с врачебной ошибкой составляет 1 к 10, умереть от халатности медперсонала - 1 к 300. При этом риск погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 10 000 000.
Во многих странах врачебные ошибки становятся достоянием общественности и открыто обсуждаются. Ежегодно в Соединенных Штатах Америки по вине врачей умирает около 98 тысяч американцев, а жертвами неправильного применения медицинских препаратов становятся 1,5 миллиона жителей. В Германии, по некоторым оценкам, каждый год в больницах регистрируется около полумиллиона врачебных ошибок, при этом число “залеченных” до смерти - 25 000 человек.
Казалось бы, таких “ужасов” не должно быть в Израиле, где уровень медицины считается эталоном. Однако в последние годы число поданных против израильских врачей исков увеличивается, как и сумма денежных компенсаций за нанесенный ущерб. По данным Всемирной организации здравоохранения, из-за медицинских ошибок в среднем в год в Израиле погибают до 7-9 тысяч человек.
В Казахстане такая печальная статистика не ведется. Известно лишь, что за 2013 год против врачей возбудили более 400 уголовных дел.
Казахстанцы все чаще жалуются на качество медицинских услуг. Халатность людей в белых халатах приводит к тому, что пациенты клиник заражаются ВИЧ-инфекцией, гепатитом С и другими опасными заболеваниями.
В новом Уголовном кодексе все медицинские преступления выделены в специальную главу. Ранее ответственность за халатность и бездействие врачей предусматривалась Административным кодексом. Теперь же, если пациент несерьезно пострадает из-за небрежности медработника, тому могут грозить штраф до двухсот месячных расчетных показателей, общественные работы до ста восьмидесяти часов либо арест на срок до шестидесяти суток с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового. Если же врачебная халатность приведет к тяжелым последствиям, штраф вырастет уже до трех тысяч месячных расчетных показателей либо врача посадят на три года. А вот за смерть пациента новый Уголовный кодекс уже не предусматривает никаких штрафов. “Палачей” в белых халатах будут сажать на пять лет и лишать права заниматься “врачеванием” до трех лет. Пять лет будут давать медсестрам, а также сотрудникам парикмахерских или тату-салонов, если выяснится, что из-за их небрежности клиент заразился СПИДом.
В Казахстане даже разработали систему обязательного гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников. Толчком к этому послужили судебные разбирательства, все чаще завершающиеся в пользу пациентов. Медицинские организации либо медработники стали выплачивать значительные материальные компенсации. Так, в 2012 году сумма удовлетворенных требований составила около 33 миллионов тенге, а за первое полугодие 2013 года - 14 миллионов тенге. При этом количество выплаченных сумм не превышает четырех процентов от заявленных. Причем большую долю в исковых требованиях составляют суммы возмещения морального вреда, которые удовлетворяются судами в среднем не более чем на пять процентов от первоначальной суммы иска. Фактический материальный ущерб не всегда поддерживается судами.
Концепция обязательного страхования профессиональной ответственности медработников размещена на сайте республиканского центра развития здравоохранения с тем, чтобы общественность ознакомилась и внесла свои предложения. Проведенный в 2012 году предварительный опрос среди медицинских работников показал: половина высказывает свое мнение в пользу такого страхового фонда. К 2016 году планируется разработать соответствующий законопроект.
Сейчас Минздрав намерен составить прайс с расценками компенсаций за врачебные ошибки. “Мы должны обязательно посчитать, какая сумма будет возмещаться пациенту и за что”, - сообщила Нагима Исатаева. Удерживать за “провинность” определенный процент от заработной платы врача не будут, поскольку возмещение будет фиксировано определенной величиной, а зарплата у медработников в регионах разная.
Между тем в мировой практике страхование от врачебных ошибок применяют весьма активно. Соответствующие законы действуют в США, Германии, Великобритании, Швеции, Австралии, Финляндии, Новой Зеландии и Канаде. В Соединенных Штатах врачи обязаны отчислять страховщикам шесть процентов дохода (в Великобритании - два процента), а в случае врачебного инцидента размер компенсации для пациента определяет суд. В Швеции, Финляндии и Австралии распространена система, когда пациенту для получения компенсации за причиненный ущерб здоровью не нужно доказывать вину врача или фармацевта.
Однако некоторые правозащитники склонны считать, что компенсации не искоренят врачебные ошибки. В соседней России, где, по официальным данным, совершается от 40 до 50 тысяч врачебных ошибок в год, не первый год обсуждают законопроект “Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи”. Согласно последнему документу (было несколько вариантов), медицинские организации обязаны страховать своих пациентов от врачебной ошибки. Но компенсация за нее будет положена далеко не всем, а лишь тем, кто умрет или станет инвалидом. В случае смерти размер выплаты составит два миллиона рублей, в случае инвалидности первой группы - 1,5 миллиона, второй группы - один миллион, третьей группы - 500 тысяч рублей.
Причинение менее значимого или морального вреда страховка покрывать не будет. Впрочем, даже этот законопроект, как и его “предшественники”, не дошел до обсуждения в Госдуме. Причина - отсутствие внятного сценария финансового обеспечения новой реформы.
Платить регулярные страховые взносы, как это делают на Западе, российские врачи не в состоянии, поэтому решили страховать пациентов за счет медорганизаций. Но откуда лечебные учреждения будут брать финансовые средства для нового вида страхования, не понятно. Есть опасения, что они будут оплачивать страховые взносы за счет повышения цен на платные медуслуги, оказываемые в государственных клиниках.
Однако, как показывает практика, медицинское право в нашей стране в зачаточном состоянии. Из-за того, что люди не верят в судебную систему, пострадавшие от непрофессиональных действий медиков и те, кто по их вине потерял родных, обращаются к служителям Фемиды не часто. Процесс доказательства врачебной ошибки является сложным. Такие дела тянутся годами и стоят больших материальных и моральных затрат. Независимая медицинская экспертиза может стоить 250-300 тысяч тенге, что для большинства граждан сумма неподъемная. И самое главное - нет гарантии, что удастся добиться справедливости.
Астана |