|
Алла Иванилова
Все-таки Казахстан - пока все еще общество с традиционными ценностями. Взять, к примеру, новомодный мировой тренд - смену пола. Так вот, сколько в Казахстане, по-вашему, транссексуалов? Ровно 25 человек! С 2003 года, когда операцию по смене пола впервые разрешили в нашей стране, и до настоящего времени специальной комиссией рассмотрена лишь 31 заявка, а одобрены 25
Людей, желающих сменить пол, называют транссексуалами или трансгендерами. Отношение к ним в обществе неоднозначное и зачастую негативное. Врачи считают это болезнью, религиозные деятели - грехом, а многие - и вовсе пошлостью.
Более того, в ряде стран смена пола запрещена законодательно, а случаи, когда суды принимают сторону транссексуалов, крайне редки. Однако законы в нашей стране в этих вопросах достаточно продвинутые по сравнению с соседями по СНГ. Еще в 1999 году вышло постановление правительства, в 19-м пункте которого разрешалось брать новое имя в связи со сменой пола. В 2003 году министр здравоохранения издал приказ, который расписывал медицинские нормативы операции по смене пола в Казахстане. С этого же момента при Республиканском центре психиатрии и наркологии начала работать специальная комиссия, от вердикта которой зависел будущий пол. В 2009 году в республике был принят Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”, который официально разрешал операции по изменению пола, но далеко не всем. “Лица с расстройствами половой идентификации, кроме лиц с психическими расстройствами (заболеваниями), имеют право на смену пола”, - говорится в статье 88 Кодекса. Таким образом, менять пол позволено исключительно трансгендерам, то есть тем, кто родился, допустим, мальчиком, но с детства ощущал себя девочкой или наоборот. Таких, по данным экспертов, один на каждые 100 тысяч человек в мире.
Поменять пол в Казахстане не так просто, как кажется. Самые главные условия - это достижение совершеннолетия и обследование, которое должен пройти решившийся на это человек в психиатрической клинике. Психиатры, психологи, сексопатологи, гинекологи, урологи, эндокринологи, генетики, терапевты и невропатологи наблюдают за “кандидатом” на протяжении месяца. И лишь после того, как психиатр поставит диагноз “транссексуализм”, отличив его от шизофрении и гомосексуализма, и комиссия это подтвердит, выдадут разрешение на операцию.
С 2003 года комиссией рассмотрена 31 заявка (11 биологических мужчин и 20 женщин), разрешение на операцию получили 25 казахстанцев. Причем обращаются с такой просьбой в основном молодые люди до 30 лет. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки 400-500 человек ежегодно меняют пол. В Великобритании эта цифра достигает 50-80 человек. А на первом месте по этому показателю, как ни странно, Иран.
В большинстве западных стран к такого рода хирургическим операциям давно привыкли, в Казахстане они еще в диковинку. В некоторых государствах, например, в одном из самых лояльных к транссексуалам - Бразилии, можно поменять пол за счет государства. Таким образом, власти намерены удержать многих недовольных своим полом от самоубийства или попыток провести эту медицинскую процедуру самостоятельно - хирургические вмешательства, произведенные в кустарных условиях, часто оборачиваются серьезными травмами. В Соединенных Штатах Америки самая дешевая операция по смене пола обойдется в 30 тысяч долларов. В Казахстане такое хирургическое вмешательство тоже стоит недешево - от 450 тысяч тенге. Но многие казахстанские трансгендеры предпочитают менять пол в Таиланде, что обусловлено высокой квалификацией хирургов и невысокой оплатой.
В ряде стран процедура смены пола - от прихода к врачу до операции - может занимать от 5 до 7 лет. В Казахстане этот процесс длится около двух лет. Как только человек получит одобрение от комиссии, начинается гормональная терапия, рассчитанная в среднем на один год. После вновь собирается многопрофильная комиссия и решается вопрос, возможна ли у пациента хирургическая смена пола. Операция проходит в несколько этапов: сначала - замена молочных желез, удаление или наоборот и в последующем - пластика половых органов, на что у хирургов уходит от трех до пяти часов. Страховые компании относят такие операции к косметическим и отказываются страховать их. Как признаются сами врачи, проще поменять пол мужчинам, с женщинами сложнее, необходимо, чтобы мужской половой орган, который изготавливается из мышц и кожи пациенток, прижился. Но и после операции сохраняются “старые” гормоны. Так, мужчина пожелавший стать женщиной, первое время вынужден бриться. Лишь после длительного употребления лекарств этот процесс замедляется.
После хирургической смены пола меняется социальный пол, то есть паспорт. Кстати, в Казахстане больше женщин, желающих стать мужчинами. Хотя, по статистике, в других странах, наоборот, чаще мужчины хотят стать представительницами слабого пола. Например, в Великобритании в период с 2000 по 2010 год ради этого 853 представителя сильного пола легли под нож хирурга. При этом лишь 12 представительниц прекрасного пола сменили его на сильный.
После всех “испытаний” эти люди живут обычной жизнью и создают семьи. Однако далеко не все могут произвести потомство. Это обстоятельство смущает не только религиозные конфессии, но и общественность. После того, как был принят Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”, ряд казахстанских НПО написали письмо премьер-министру с требованием запретить проводить операции по смене пола. Однако тогдашний министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев пояснил всем: запретить невозможно, потому что транссексуализм - это заболевание и его нужно лечить.
Однако, как показывает практика, далеко не все транссексуалы, “восстановив” свой пол, становятся счастливыми. Известны случаи, когда, прожив некоторое время в новом образе, человек снова ложится под нож, чтобы вернуть пол, данный ему от природы. Но, единожды сделав такую операцию, практически невозможно вернуть утраченные органы и полностью восстановить прежнего себя. Поэтому, получается, идя на такой шаг, нужно взвесить все за и против, поскольку обратного пути нет.
Астана |