|
Алан Байтенов
Повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД) казахстанцы восприняли неоднозначно. Одни, выругавшись и сплюнув, выдали что-то вроде: “что хотят, то и воротят!”. Другие понимающе кивнули, тут же оценив пользу новой реформы, - это дополнительные поступления в бюджет. У нас же сложилось свое мнение - мы неоднократно высказывались в поддержку повышения штрафов за нарушение ПДД, но только для того, чтобы навести порядок на дорогах и при этом не поднимать налоги. Так сказать, ввести очень точный оброк на роскошь - нарушает тот, кто может заплатить. Кстати, к ужесточению наказания, согласно нашей идее, должны были прилагаться реформы в судебно-исполнительной системе. Как известно, мало выписать “хороший” штраф. Главное - суметь получить эти деньги. На деле все оказалось несколько иначе - да, наказание ужесточили примерно вдвое, однако к судебным исполнителям, точнее - к долгам государству, по-прежнему относятся слишком лояльно. Да и налоги все же подняли...
Впрочем, наверное, в этом все же больше позитива. Ведь дело касается не только денег. К примеру, за пьянку за рулем могут изолировать от общества на целых 30 суток
30 апреля в силу вступили поправки в Административный кодекс. Теперь, прежде чем нарушить ПДД, стоит несколько раз подумать - по карману ли тебе такая вольность? Думать есть над чем. К примеру, за выезд на встречную полосу сегодня могут лишить прав на целый год. А если превысишь скорость на 10 километров от установленного лимита, оштрафуют на 10 МРП. Так как в этом году один МРП составляет 1852 тенге, придется отдать государству 18 520 тенге. До этого штраф за подобный проступок был в размере пяти МРП. Далее - по списку. Превышение скорости от 20 до 40 километров в час - 27 780 тенге. От 40 километров в час - 55 560 тенге. А если вдруг не понял или денег не жалко и совершил любое из перечисленных нарушений повторно за год - отдашь 40 МРП. То есть 74 080 тенге.
Среди нововведений есть очень полезная для крупных городов норма - ужесточение наказания за неправильную парковку. К примеру, игнорирование знаков “Стоянка запрещена” и “Остановка запрещена” теперь “стоит” 18 520 тенге. А столь популярная парковка “вторым рядом” - 37 040 тенге. И, не дай Бог, ты решил встать на месте, предназначенном для стоянки транспортных средств инвалидов. Тут же принесут квитанцию со штрафом в размере 50 МРП (92 600 тенге). С первыми двумя положениями вроде все понятно - улицы постоянно патрулируют экипажи полицейских, которые могут уличить и выписать штраф. Кроме того, им помогают специальные технические средства - к примеру, в Алматы за соблюдением этих знаков также следят камеры. Но как же быть с местами для парковки инвалидов? Ведь, по большому счету, в городе специальных мест нет. И найти их можно, пожалуй, только на стоянках крупных торговых центров. Может, теперь и на частной территории будут штрафовать за неправильную парковку? В общем, сразу видно - норма принята для веса. Или на вырост.
Новое законодательство “закручивает гайки” и относительно любителей выпить и покататься. Если попался с запахом - отложил ключи от машины на три года. Создал аварийную ситуацию “под мухой” - “изолировали” на четыре года. Если вдруг кто пострадал - заберут права на пять лет. Если поймали повторно в течение года, могут даже посадить на 15 суток. А если и в этот раз не дойдет - “закроют” на все 30 суток.
Есть еще одна интересная норма. Теперь полицейский может оштрафовать водителя только за то, что он вышел из машины самовольно. Или наоборот - отказался это сделать по приказу. За это придется отдать 9260 тенге. Это положение вызвало серьезную критику со стороны правозащитников. Мол, подобное “нарушение” никак не связано с обеспечением безопасности на дорогах. И может быть использовано исключительно в коррупционных целях.
В общем, стоит внимательнее смотреть: на зеленый свет перекресток не успел проехать и создал затор - отдал 18 520 тенге. Маневрировать на дороге надо тоже внимательнее. Не включил указатель поворота - “попал” на 9260 тенге. Пошел задним ходом - отдал 18 520 тенге. Не уступил дорогу транспорту, который имеет преимущественное право движения, оштрафуют на 27 780 тенге. Сделал это еще раз за год - будешь должен 37 040 тенге. Выезд на тротуар - 27 780 тенге. Уехал с места ДТП - лишили прав на год.
Как видно, ужесточение коснулось практически всех норм Административного кодекса, связанных с нарушением правил дорожного движения. Однако опять-таки, говорят правозащитники, подобный репрессивный механизм должен был работать в паре с механизмом поощрения. Но он будет введен только в следующем году с новыми поправками в Административный кодекс. Напомним, что штрафникам должны были делать существенные скидки. Если оплатил в тот же день или на месте - минус 50 процентов. Если сделал это в течение недели - отдал на 30 процентов меньше. Однако законодатели, по всей видимости, решили пока подождать с подобными послаблениями режима и подсобрать средств.
Впрочем, это может не принести ожидаемого результата, если серьезно не взяться за исполнение штрафов. К сведению: за 2013 год, по информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, который ссылается на Централизованный банк данных об административных нарушениях, было совершено 3 288 055 административных нарушений.
По ним вынесли 2 659 289 постановлений на общую сумму около 81 миллиарда тенге. Собрали из этих денег всего около 43 миллиардов тенге. То есть всего около 51 процента. Конечно, в этом 81 миллиарде все нарушения, в том числе и ПДД, но ведь большой разницы нет. И то, что судебные исполнители смогли “вытащить” только половину всего долга - факт. Остальное богатство так и числится на бумаге. Вот и в нашем случае - если не будет налажена работа этого института, все попытки навести порядок за счет увеличения штрафов не принесут результатов - просто долг так и продолжит расти. Неприемлемо и другое - отсутствие нормы, направленной на ужесточение наказания за мздоимство. Ведь, если называть вещи своими именами, “развод за деньги” растет пропорционально официальной ставке штрафа. Теперь это не 2-3 тысячи тенге, а пять или даже шесть. Простите, но не совсем равные условия...
И еще. Отдельный момент - неотвратимость наказания. С принятием подобных норм иммунитета к более жестким штрафам не должно остаться ни у кого. К сожалению, это также не прописано в новом своде правил. Нет и нормы, которая бы увеличивала наказание не в два, а, как минимум, в четыре раза, если вдруг в качестве нарушителя выступит представитель закона. К тому же необходимо усилить наказание за неисполнение профессиональных обязанностей полицейскими. Подобное случается. В качестве примера - постоянное игнорирование знаков “Остановка запрещена” водителями ниже пересечения улиц Масанчи и Карасай батыра. То есть в непосредственной близости от ДВД города Алматы.
В общем, как мы видим, введение только самой выгодной части программы “борьбы за порядок” не имеет ничего общего с почти идеальным вариантом адресного налога на роскошь, за который выступала общественность и наша газета в частности. Тем самым сегодня предложенная нам схема не может быть эффективной. Поэтому ждем продолжения.
В России, как оказалось, самые низкие тарифы за нарушение скоростного режима. По данным портала
www.gibdd.ru
, превышение скорости на 10-20 километров в час не является нарушением вовсе. От 20 до 40 километров в час - всего 500 рублей. А за превышение скорости от 40 до 60 километров в час - максимум 1500 рублей. От 60 до 80 километров в час - 2500 рублей. Правда, за это уже могут лишить прав на полгода.
Далее Германия, где к скорости относятся также очень нежно. К примеру, на некоторых автобанах вообще нет ограничений. Впрочем, если попадешься в городе, максимум отдашь около 650 долларов.
А теперь самые “дорогие” страны. В Канаде средний штраф за превышение скорости на 20-40 километров в час составляет примерно одну тысячу долларов. А был случай, когда мотоциклиста, гнавшего со скоростью около 260 километров в час, заставили выплатить 12 тысяч долларов. Эта сумма равна цене хорошего байка.
В Британии за подобное нарушение придется отдать около 100 фунтов. Но если ты любитель ездить с ветерком, как один из владельцев спортивной машины, что “шел” по проселочной дороге со скоростью 275 километров в час (да, на их проселочных можно так разогнаться), придется отдать около 6000 фунтов.
В США большинство штрафов за нарушение скоростного режима не превышает 1000 долларов США. Однако самым суровым в этом плане является штат Вирджиния. Там, если превысишь скорость всего на 15 километров в час, расстанешься с 2500 долларами.
Нарушителей скоростного режима не любят во Франции, Швейцарии, Италии примерно одинаково. Максимальные штрафы - около 2100 долларов. А у полицейских Италии есть даже мобильные банкоматы, к которым, по всей видимости, мы будем привыкать только после 2015 года. Правда, у них все строже - не смог оплатить на месте, не имеешь права продолжать движение. Австралия и Нидерланды - примерно одинаковы. Максимальный штраф для любителей скоростной езды составляет около 800 долларов. Но главное, что объединяет эти государства - неизбежность наказания. В той же Австралии - был проездом, нарушил и не заплатил - больше не пустят. Даже в гости. |