|
Ольга Шишанова
Астана должна войти в число столиц, не только наиболее удобных для жизни, но и узнаваемых в любой точке мира. Однако, как заметил в ходе совещания по дальнейшему развитию столицы глава государства Нурсултан Назарбаев, “с этим у нас пока неважно”
Ежегодное совещание по дальнейшему развитию Астаны с участием президента в очередной раз не обошлось без “разноса”.
В частности, городским властям было указано на неосвоение земельных участков, причем не только на окраинах, но даже в центре города. Нужно сказать, что этот вопрос не новый и далеко не праздный. На сегодняшний день в столице таких участков насчитывается около 800 общей площадью более 15 миллионов гектаров. годами простаивая без дела, они превращаются в обыкновенные свалки, подобные тем, которые “процветают” и на окраинах.
К этому можно приравнять и городские рынки, которые давно требуют модернизации, а работающие на них предприниматели часто “забывают” оплатить налоги - например, только один рынок “Евразия” в Астане недоплатил, по некоторым данным, миллиард тенге налогов. Кроме того, они попросту являются рассадником антисанитарии, чем и отличаются базары “Шанхая”. Странным образом жестких требований к столичным рынкам не предъявляется, потому что, по словам акима, “на них работают слишком много людей”.
Не удивительно, что столица, в отличие от других городов, схожих с Астаной по “своей позиции, природе и погодным условиям”, до сих пор не вошла ни в один из международных рейтингов, оценивающих удобство проживания в городах. Правда, в столице в текущем году ввели 90 тысяч квадратных метров жилья, но вот какого качества оно было - это уже другой вопрос, так же, как и повторяющиеся из года в год претензии к главному архитектору столицы. Не последнюю роль в создании (не лучше ли сказать - отсутствии) имиджа сыграли и столичные дороги, точнее, качество дорожного строительства.
И вот тут оправдания чиновников доходят до абсурда - оказывается, в плохом качестве дорог в Астане виноват кто угодно - водители, шипованная резина их автомобилей, перепады зимних температур, но только не дорожно-строительные компании, которые не умеют работать, зато прекрасно научились тратить деньги налогоплательщиков.
При этом Астана развивается рекордными темпами, в столице вовсю идет расширение индустриально-инновационного сектора, что, по идее, должно повышать инвестиционную активность в городе.
Конечно, рост инвестиционной привлекательности - дело нужное, но вот только потенциальных инвесторов все чаще отпугивает слишком много препятствий, которые местные чиновники не устают ставить перед бизнесом, в том числе и зарубежным. Проблемы начинаются с выдачи участков, согласования проектов, получения разрешений и не завершаются даже с приемом объектов. Итог - всего 0,2 процента иностранных денег в общей сумме вложений в инвестиционные проекты столицы на сегодняшний день.
От препон чиновников страдают не только предприниматели, но и горожане, которые до сих пор в некоторых столичных организациях получают услуги по старинке, хотя для того, чтобы столичные жители и гости города могли пользоваться современными технологиями, было специально создано АО “Astana Innovations” с уставным капиталом более чем в пять миллиардов тенге.
Дело продвигается, но слишком медленно, что не может не вызывать нареканий. В этом деле не должно быть мелочей, поскольку в итоге страдает не только имидж столицы, но и уровень жизни проживающих в ней.
А ведь впереди выставка ЭКСПО-2017, которая потребует не только внедрения современных “зеленых” технологий, но и развития городской инфраструктуры, “как в Сингапуре”. Вот только где гарантия, что с такими чиновничьими препонами это станет возможным?
Астана |