|
Юлиана Жихорь
Ежегодно правительство пафосно рапортует о впечатляющих итогах экономического развития страны. Затем Счетный комитет по исполнению республиканского бюджета чуточку корректирует восторги, заявляя, что не все так радужно. Особенно в части качественного и своевременного исполнения бюджетных средств. А в итоге складывается ощущение, что в Казахстане так много денег, что у чиновников просто не хватает фантазии и времени правильно их потратить
В конце ноября прошлого года в правительстве перераспределили средства республиканского бюджета. Тогда заявили, что доходы с учетом увеличения ВВП и импорта выше запланированного на 20 миллиардов оказались больше начальных цифр. И Кабмин решил перераспределить доходы-расходы. Расходы тогда “оптимизировали” на 65,6 миллиарда, а в целом сократили их на 165,8 миллиарда. Эту оптимизацию перераспределили на подготовку к ЭКСПО, программу аварийного жилья и еще ряд других.
Но самое интересное в этом заседании было очередное обещание премьер-министра уволить нерадивых акимов-чиновников, которые и теперь, после оптимизации расходов, окажутся в отстающих по исполнению расходной части бюджета. “Я на республиканской комиссии говорил по результатам освоения бюджета-2013: примем соответствующие решения, в том числе и по наказаниям”, - заявил тогда Серик Ахметов.
В ближайшее время Минфин должен огласить результаты (пока предварительные) соблюдения финансовой дисциплины. Но, как представляется, вряд ли акимы-чиновники испугались очередной угрозы и исполнили бюджет в полном объеме.
А вот что стало известно “НП” на сегодняшний день.
Почти 43 миллиарда тенге остались “ненужными” в 2013 году. (Речь идет именно о неосвоении, сумма нарушений освоения бюджетных средств пока неизвестна). Из них часть (почти 17 миллиардов) - средства так называемого резерва правительства. Они, как правило, закладываются “на всякий случай” (например, ЧП вроде наводнения). Но если в стране никаких катаклизмов не происходит, эти средства возвращаются в виде неосвоенных обратно.
Но есть и другая сумма. 26 миллиардов тенге - фактическое неосвоение (то есть эти деньги оказались лишними), которое сложилось по республиканскому бюжету-2013. Часть из этих средств традиционно заявляется как “объективно неосвоенная”: экономия по государственным закупкам, фонду оплаты труда, текущим затратам; невыполнение условий договора поставщиком и т.п.
Но другая часть - и она гораздо больше предыдущей - это показатель отношения чиновников к бюджетным средствам. Чаще всего это традиционная болезнь отечественного бюджета: несвоевременное проведение конкурсов. Не секрет, что конец года в Казахстане (да и не только у нас) - это “золотое время” для многочисленных компаний, “кормящихся” на госзакупках. Потому как в четвертом квартале весь государственный аппарат начинает судорожно пытаться исполнить бюджет, проводя конкурсы.
Второй традиционной болезнью недоосвоения является отставание от графика проведения работ и непредоставление актов выполнения работ подрядчиком (кстати, ранее весьма часто практиковалось предоставление таких актов при фактическом невыполнении работ).
Вот, например, по линии Министерства окружающей среды и водных ресурсов более 3,5 миллиарда тенге “зависли” из-за непредоставления акта выполненных работ по программе строительства и реконструкции систем водоснабжения и гидротехнических сооружений. (Помните поручение о необходимости проверки и ремонта всех плотин?) Минобразования тоже отличилось: более двух миллиардов “зависли” у министерства на программе строительства и реконструкции объектов образования. Правда, тут в числе прочего - в связи с судебными и правоохранительными разбирательствами.
А вот регионы стали более исполнительными, и сумма неосвоения из года в год сокращается. Как заявляют в правительстве, это связано во многом с расширившейся практикой привлечения администраторов бюджетных программ к ответственности. Так, если сравнить последние три года, то суммы неисполнения уменьшились в разы: в 2011 году недоосвоенными остались более 38,6 миллиарда тенге, в 2012 году - почти 18 миллиардов, в 2013 году (по предварительным подсчетам) - около 8,5 миллиарда.
Однако общая сумма неосвоения в 2013 году все-таки превысила показатели 2012 года. Тогда Счетный комитет насчитал “всего” 41,6 миллиарда “лишних” денег. “При использовании средств республиканского бюджета очевидны факты необоснованного планирования отдельных затрат по некоторым администраторам бюджетных программ, а также низкой эффективности их деятельности при реализации государственных и отраслевых программ”, - заявлялось в прошлом году в отчете Счетного комитета по исполнению бюджета-2012.
А вот еще что интересное заметил Счетный комитет. (К слову, это он замечает ежегодно, но ситуации это не меняет.) По мнению счетников, в 2012 году “средства, направленные на поддержку реального сектора экономики, не обеспечили адекватного роста производства в обрабатывающей промышленности и объема сельскохозяйственной продукции. В результате сохраняется зависимость исполнения доходов республиканского бюджета от сырьевого сектора, поступления налогов и других платежей в бюджет от импортируемых товаров, работ и услуг”, а увязка механизма планирования и исполнения бюджета отсутствует.
Сейчас Кабмин настроен решительно. И заявляет об очередном реформировании бюджетирования: ориентированность на результат и обеспечение результативности. Учитывая, что в стране централизовали процесс государственных закупок, вполне возможно, что процесс освоения улучшится. Хотя бы частично.
Впрочем, до окончательного подведения итогов 2013 года еще далеко - правительство огласит их не ранее конца квартала, Счетный же комитет - не ранее апреля.
Астана |