|
Алан Байтенов
В скором времени все автомобили, что будут выпускаться в обращение на территорию Таможенного союза, оборудуют “тревожной кнопкой”. Казахстанские авто, естественно, тоже.
1 января 2015 года вступают в силу поправки в технический регламент Таможенного союза “О безопасности дорожного движения”. Это означает, что с 1 января 2016 года все автомобили массой более 2,5 тонны, автобусы и транспорт, занятый на перевозке опасных грузов, должны будут оборудовать системой ЭРА-ГЛОНАСС. В нашем случае это ЭВАК. С 2017 года, согласно нормам регламента, заставят поставить эти ящики на все автомобили
Для чего это нужно? В случае сложной ситуации, к примеру, при ДТП, система в автоматическом режиме отсылает координаты в специальный центр. Как говорят специалисты, “тревожная кнопка” дает больше шансов уместиться в “золотой час” (тот период, когда наиболее большие шансы на выживание). Кстати, планируется совместить наши системы с европейским аналогом под названием eCall. Тем самым наши автомобилисты смогут получить гарантированную помощь при ДТП даже на территории Европы. Правда, если в России подготовка к полноценному запуску системы идет полным ходом, у нас пока все только на уровне обсуждений и несостоявшихся конкурсов.
Принцип работы этой системы достаточно прост. В случае аварии или сложной ситуации на дороге система подает сигнал бедствия на пульт диспетчера. При этом с помощью систем сотовой связи отправляются точные координаты местоположения автомобиля. Работает аппаратура на базе двух стандартов глобального позиционирования ГЛОНАСС и GPS. Правда, второй, отмечают разработчики, выступает как ассистент - корректирует и уточняет координаты.
По планам, на первом этапе развертывания системы в Казахстане она должна будет пройти обкатку в так называемой пилотной зоне. В частности, между Астаной и Щучинском. По идее, запуск должен произойти уже в 2015 году. По крайней мере, об этом говорилось в мае 2013 года на выставке ASTEX 2013. Позже, в 2016 году, “кнопкой” должны быть оснащены автомобили массой больше 2,5 тонны, автобусы, грузовики и спецтранспорт для перевозки опасных грузов. Далее, в 2017-м - все автомобили, выпускаемые в обращение на территорию ТС. Естественно, и те, что будут произведены нашими автомобильными заводами.
В то же время в конце декабря прошлого года мажилис парламента РК во втором чтении одобрил проект закона РК “О дорожном движении”. Кроме прочих нововведений, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, есть и такое предложение - с 1 января 2015 года оснастить ЭВАКом “транспорт, занятый на перевозках пассажиров и опасных грузов”. Тем самым, если проект закона будет принят и подписан, сроки оснащения системами будут скорректированы. И ЭВАКом должны оборудовать перечисленные виды транспорта не как планировалось - с 1 января 2016 года, а уже с 1 января 2015 года. И тем самым развернуть систему на территории всего Казахстана. Правда, с этим могут возникнуть некоторые сложности. В сентябре прошлого года были объявлены конкурсы на построение и дальнейшее обслуживание системы экстренного вызова. Однако их признали несостоявшимися. А это дает основание полагать, что сейчас, то есть за 11 месяцев до полнофункциональной работы системы, у проекта еще нет исполнителя.
Между тем в конце 2012 года мы вроде как серьезно взялись за подготовку к проекту. И тогда, кстати, говорили о том, что помогать разворачивать подобную систему будет российская организация НП ГЛОНАСС, единственный исполнитель по проекту ЭРА-ГЛОНАСС в России. Но, по всей видимости, без партнера, который бы работал на территории Казахстана, специалисты из соседнего государства ничего сделать не могут. Кстати, не исключено, что до сих пор мы не можем определиться - за чей счет будут работать комплексы ЭВАК. Дело в том, что в России все расходы на строительство и обслуживание системы будут за счет федерального бюджета. По идее, у нас должна быть реализована примерно такая же схема. Однако ЭРА-ГЛОНАСС - это российская система и их задумка. И мы, быть может, пока просто не готовы к дополнительной статье расходов.
Как следствие - и ситуация на рынке. Специально работающих систем в рамках ЭВАК сегодня вы не найдете. Конечно же, некоторые операторы предлагают нам оборудование с “тревожной кнопкой”, но работает оно исключительно в рамках закрытых корпоративных систем слежения за собственным транспортом и ничего общего с ЭВАК не имеет. Тем самым прогресс, обозначенный на бумаге, пока опережает наши технические возможности. И, по всей видимости, с приходом знаменательной даты 1 января 2015 года чиновники поступят традиционно - просто передвинут сроки. Это очень удобно - ведь со стороны все равно мы идем в ногу со временем: хотим же...
Конечно же, ничего страшного не произошло и, по всей видимости, не произойдет. Может, кто и обрадуется такому стечению обстоятельств, ведь покупать систему придется за свой счет (на существующие машины установка добровольная). В России, например, этот пакет стоит в районе 135 долларов. Установка оплачивается отдельно. Но ведь действительно эта система может спасать и уже спасает жизни. Сегодня она работает в США, Японии и готовится к запуску в странах Евросоюза. У последних это произойдет с началом 2015 года. В чем можно даже не сомневаться. Кстати, именно совместно с их eCall должна работать и наша система. Особенно это оценили бы компании, которые занимаются грузоперевозками. Но прогресс, по всей видимости, пока откладывается. А тем временем, говорят специалисты, скоро должна появиться норма, которая предусматривает ответственность за отсутствие подобного оборудования. |