|
Ирина Ковалева
Мария Мудряк: Слушайте красивую музыку!
В Павлодар из Италии на новогодние каникулы приехала самая молодая оперная певица мира 19-летняя Мария Мудряк. Эта девочка, кажется, всегда была самой-самой. В ее жизни все уникально. Рекордный сольный диск в 5 лет, поступление в миланскую высшую академию музыки при “Ла Скала” - в 10, стипендия “Болашак” - в 12, поступление в консерваторию Верди в Милане - в 14, ее окончание и диплом с отличием - в 18! Впрочем, сегодня ее заслуги и покоренные вершины говорят: пора перестать умиляться и делать скидки на возраст. Это уже не малышка Машенька со звонким голоском, “маленькая Каллас из Казахстана”, как ее прозвали в Европе. Это оперная дива Мария Мудряк, признанный профессионал в мире музыки. Пусть и самый юный на планете
В Павлодар Мария приезжает пару раз в год и всегда выступает перед горожанами. В этот приезд сразу “с корабля на бал”: Маша дала благотворительный концерт на следующий день после перелета. Она выступила перед медиками павлодарской больницы. Когда-то они вернули к жизни самого близкого для певицы человека.
- У меня сейчас очень загруженный график, - признается Мария Мудряк. - Но я не могла отказать, потому что это то место, где спасают людей и дарят людям жизнь. Если бы не врачи, моей мамы не было бы рядом со мной.
В каждом интервью Мария повторяет - родители привели ее в мир музыки и все ее успехи посвящены им. Летом 2013 года Мария Мудряк прошла в полуфинал международного конкурса “Бельведер”, обойдя три тысячи соперников. Она представляла Италию и Казахстан. И опять стала самой юной участницей конкурса. Молодое драматическое сопрано с колоратурой, так официально называют ее голос, вошло в десятку лучших сопрано мира.
- Миланская государственная консерватория имени Джузеппе Верди - это как Гарвард для музыкантов, - объясняет Мария. - Высшая ступень, и я ее окончила с отличием. Там так принято - в фойе ставят флаг той страны, ученик из который учится на отлично. И наш казахстанский флаг стоял почти все годы учебы! Требования очень жесткие, просто так “отсидеться” на уроках не получится. Но когда заканчиваешь консерваторию, дается право преподавания. Хочешь, выбирай карьеру певца или учи других.
Однако воспользоваться этим правом и стать самым юным оперным педагогом в мире Маша пока не спешит. В нынешнем году оканчивает магистратуру в академии в театре “Ла Скала”. По сути, больше нигде в мире ничему большему научить ее уже никто не сможет.
График на ближайшие два года расписан. Сейчас Маша приступает к работе в труппе театра “Карло Феличе”, ее пригласили исполнять главную роль в оперном сезоне. В марте - выступление в миланском театре “Розетум”. Она исполнит роль Мюзетты в опере Пуччини “Богема”. С июля по сентябрь 2014-го - Зальцбургский фестиваль в Австрии, главное мировое событие оперного и драматического искусства. Мария прошла прослушивание для участия в программе Young Singers Projekt и будет исполнять партию одной из сестер в опере “Золушка” Россини, а также петь в других постановках и концертах. К слову, Зальцбургский летний фестиваль - определенный “знак качества” для артистов. История изысканного мероприятия насчитывает более 90 лет, и каждый сезон поражает своим размахом и новыми открытиями.
Интересно, что в Европе интерес к опере не только не ослабевает, но, наоборот, растет. Опера - элитарное искусство, и понимание его у публики приходит с опытом, с годами, со знанием истории и музыки. И, как правило, у нас в зрительном зале собираются ценители старшего возраста. Однако за границей, по словам Маши, половина публики состоит из ее ровесников.
- У нас же молодые привыкли к року или эстраде, воспитаны на этом, - говорит 19-летняя певица. - И это тоже можно объяснить: опера опере рознь. Ее нужно донести до зрителя. Если ее красиво исполнить, музыка и голос завораживают. Для молодежи правильное исполнение воспитывает вкус. На концертах в Италии поют артисты, которые владеют бельканто. Техника бельканто - очень красивое исполнение оперных произведений. Это пение без напряжения, на дыхании, и публике очень приятно его слушать.
Мария Мудряк объясняет: техника бельканто позволяет петь часами, с легкостью владеть своим голосом - певец может давать несколько концертов сразу. Но овладеть такой техникой вокала очень сложно, на это ушли годы учебы.
Удивительно, но стиль, родившийся в Италии, сегодня оказался почти утрачен. И мастеров, владеющих этим искусством, в мире осталось очень мало. В их числе маэстро Карло Гайафа, преподаватель Маши Мудряк. Говорят, что исполнители в стиле бельканто могут петь так, что пламя свечи не шелохнется. Но весь зал будет, затаив дыхание, слушать дивные переливы голоса артиста - сильные и нежные одновременно. Мария постигла все тонкости этого почти забытого мастерства.
Увы, приехать на постановку в Милан или Геную, чтобы послушать Машу, может не каждый. А выступления в Казахстане пока носят лишь разовый характер, вроде благотворительного предновогоднего выступления в больнице Павлодара. Все зависит от принимающей стороны, говорит Мария. Если, к примеру, в “Астана Опера” будет красивая постановка, в которой ее пригласят на роль, соответствующую ее голосу, вроде “Ромео и Джульетты”, она с удовольствием откликнется на приглашение и выступит на родине.
Зачастую во время приездов домой ее спрашивают: “Что же ты, Машенька, не споешь для павлодарцев?” И выясняется, что организацией концертов обычно приходилось заниматься ее родственникам. Например, арендовать зал дома культуры, с чисто символической ценой билетов. Причем ни о какой прибыли и речи быть не может - билеты нужны только, чтобы в зале был порядок. Все это - без помощи местной администрации, которая только раз оказала содействие при организации концерта. Тогда Маша просто пришла и исполнила арии.
Было бы верней, если б инициатива исходила от местных властей. Ничего сложного нет - уточнить заранее дату выступления и помочь с организацией мероприятия. Но пока согласованности нет. Впрочем, Маша уверена, все сложности можно преодолеть.
- Трудности закаляют, - говорит Мария. - С самого детства меня воспитывали так, чтобы я сама решала дела, сама разбиралась в возникших проблемах. Маленькой была - стукнулась, упала - вставай! Мама особо не обращала внимания на уроки, но требовала, чтоб были пятерки. И я была отличницей в учебе. Родители привили самое главное - трудолюбие. Талант очень важен, но прежде всего нужен большой труд.
Сейчас, говорит Маша, уже привыкла к напряженному ритму. Даже на отдыхе, говорят родные, она с утра до вечера “пашет” - ночами сидит, учит партии. Несмотря на юность и красоту, романтические переживания для Маши актуальны только согласно ролям в постановках. Позже все придет, но пока главное в жизни Марии - это музыка. Труд, старание и прилежание, жажда постичь новое, ну и талант, конечно, - все в совокупности и дает успех.
Серьезнейшими достижениями Марии стали три престижные премии в конце минувшего года. Завоевать победу на международном оперном конкурсе имени Магды Оливеро в музыкальном мире очень почетно и значимо, это высокий показатель, определенный рубеж в карьере артиста. Мария заняла второе место, а также получила премию публики вроде приза зрительских симпатий и премию Национальной ассоциации Италии за лучший женский голос. К слову, в профессиональной среде Магда Оливеро популярна больше Марии Каллас. Это примадонна с самой длительной карьерой, она пела даже в 99 лет!
Кстати, сейчас Магде Оливеро 103 года. И это поистине знаковое событие преемственности поколений, что премию самой долголетней исполнительницы получила самая юная оперная дива.
Магда Оливеро любит повторять, что музыка - это серьезное поприще. И артист, как хороший солдат, всегда должен быть готов пожертвовать собой ради искусства и театра. Эту истину отлично усвоила Мария Мудряк. Короткий отпуск позади, девушку ждут репетиции, новые роли и сцена. Перед отъездом в Италию Маша поздравила земляков с Новым годом и Рождеством, пожелала много здоровья, радости и настойчивости в достижении своих целей. А также посоветовала казахстанцам наслаждаться жизнью и слушать больше красивой музыки. И добавила свой девиз, крылатую фразу на латыни: Vita brevis ars longa - “Жизнь коротка, но искусство вечно”. |