|
Алан Байтенов
На первом отечественном автосалоне, что прошел недавно в Астане, первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау поделился, что в Казахстане в ближайшем будущем снизят таможенные пошлины на гибриды, а на электрокары отменят их вовсе. Это, конечно же, произойдет в будущем. Но уже сегодня можно посчитать ту выгоду, которую получит как государство, так и рядовой автолюбитель от использования передовых технологий. Но также задуматься о том, что в Казахстане необходимо развивать инфраструктуру для обслуживания электрического транспорта и популяризировать экономичный и экологичный автомобиль
Ощутимая выгода владения автомобилем, в котором использованы “чистые” технологии, - самый действенный способ пересадить отечественного автолюбителя на машины нового поколения. Собственно, это и подтвердил своими словами господин Рау: “Надо делать или минимальную, или полностью освободить от таможенной пошлины электромобили и, возможно, даже какую-то пониженную пошлину для гибридных машин. Чтобы как-то все-таки стимулировать создание инфраструктуры, потому что без инфраструктуры, как вы понимаете, такого автомобиля тоже не может быть”. Что же это за инфраструктура?
Взять, к примеру, электромобиль i-MiEV от концерна MITSUBISHI, на котором лично прокатился вице-министр во время выставки. Пусть он и послужит отправной точкой расчетов будущей выгоды владения. Впрочем, сегодня его в автосалоне не найдешь - официальный дилер отправляет нас, как минимум, во вторую половину 2014 года. Оно и верно - сегодня автомобиль можно заряжать только от домашней сети. Это не совсем удобно - зарядка занимает, как минимум, 10 часов.
В будущем, когда будут созданы специальные терминалы “ускоренного питания”, это время сократится до семи. Но тогда, наверное, технологии шагнут еще дальше и на наш рынок зайдут модели с другими показателями. В то же время скорость зарядки и автономность в 160 километров (в идеальных условиях), можно сказать, приемлемые показатели. Особенно, если учесть цену содержания, в которую будет обходиться электромобиль среднестатистическому горожанину.
Сегодня мы обладаем лишь цифрами, что обнародовал дилер MITSUBISHI в России. Но перевести их на наши показатели не столь сложно. Так, к примеру, средняя дневная зарядка электрокара там обходится примерно в 100 рублей. Если заряжать ночью - в 20. При этом в России стоимость одного кВт/ч составляет в районе 4,5 рубля, а в ночное время - 1,16 рубля. Можно посчитать, что за полный цикл “заправки” автомобиль съест примерно 17,2 кВт/ч. В Казахстане стоимость кВт/ч составляет примерно 15 тенге. Это по первой категории. По второй - в районе 18 тенге. И учитывая, что нам приходится кормить авто каждый день, мы попадем примерно в третью категорию. А здесь стоимость кВт/ч примерно 23 тенге. Тем самым в дневное время зарядка среднего электрокара обойдется нам примерно в 392 тенге. Ночью же (4,28 тенге за 1 кВт/ч) - всего в 74 тенге. Может быть еще дешевле, но в нашем случае лучше взять по максимуму.
Конечно, изначально электромобиль будет стоить дороже своего традиционного аналога процентов на 30 (основную цену составляет батарея), но если будут серьезные послабления по импортным таможенным ставкам и по транспортному налогу, на этот “разовый” платеж особого внимания обращать не будешь. Да и, собственно, есть способ форсировать строительство терминалов зарядки по территории всего города - например, обязать использовать электромобили муниципальные службы. Или создать проект на основе концессии. Есть и еще один вариант. Он называется QuickDrop. Суть в том, чтобы на специальных станциях менять разряженные аккумуляторы на заряженные. Кстати, подобную технологию сегодня активно продвигают в Дании и Израиле.
В общем, выгодно с любой стороны. Но опять-таки - все утыкается в инфраструктуру, из-за отсутствия которой ты не можешь быть уверенным на все 100 процентов в своем транспорте. Поэтому более реальным и удобным на сегодняшний день выглядит гибридный автомобиль. Он, кстати, также немного дороже своего традиционного аналога, однако сможет окупиться очень быстро, если государство возьмется за этот проект и существенно снизит таможенные ставки на ввоз и транспортный налог.
Конечно же, скидка подразумевает некоторую недостачу в бюджет. Поэтому мы решили посчитать, во что обойдется государству такой подарок. Если взять среднестатистический автомобиль (за основу берем следующие показатели - авто стоимостью в 10 тысяч евро, объем - 2,5 литра, возраст - до 5 лет), таможенная очистка будет стоить примерно 12,5 тысячи евро. Если учитывать, что в Казахстан приходит около трех тысяч подержанных авто (цифра по состоянию на 2012 год), бюджет потеряет не так уж и много - всего 37,5 миллиона евро. И вот здесь стоит решить - можно ли за эти деньги серьезно улучшить экологическую обстановку в крупных городах Казахстана? Ведь, как известно, ежегодно в воздух только южной столицы выбрасывается более 232 тысяч тонн вредных веществ. Из них три тысячи тонн приходится на промышленные предприятия, 16 тысяч тонн выбрасывает жилой частный сектор, 23 тысячи тонн - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Все остальное - автотранспорт. То есть более 190 тонн, или 80 процентов всей гадости приходится на транспорт. В то же время гибридные автомобили последнего поколения с легкостью укладываются в нормы самого жесткого стандарта Евро-5, а по некоторым показателям даже превосходят его.
В автомире так заведено - есть концепт-кары, а есть предсерийные модели. Так и в нашем случае: электромобиль - нечто, безусловно, красивое, но пока еще непрактичное и сыроватое. Поэтому гибриды, на наш взгляд, являются наиболее удобным, относительно доступным, надежным и, самое главное, реальным вариантом, к которому необходимо еще раз присмотреться и сделать их выгодным приобретением. А электрокары оставить на ближайшее будущее. Чем не направление государственной программы по развитию инноваций? |