|
Юлиана Жихорь
Парламент приступил к рассмотрению законопроекта “О лотереях и лотерейной деятельности”. Правительство заявляет, что закон упорядочит данную деятельность в Казахстане, парламентарии же заявляют, что Кабмин хочет не порядка, а создания очередного государственного АО
Ежегодный оборот лотерейного рынка в Казахстане превышает 5 миллиардов тенге. Лицензии на этот вид деятельности получили 70 компаний, но на плаву сегодня находятся всего 15. Они-то (и их выигравшие) и выплатили бюджету более 400 миллионов налогов и сборов только в прошлом году. Эта сумма почти в 10 раз выше той, что государство получило четыре года назад. В общем, рынок лотереи у нас растет и процветает. И это, решили в правительстве, не стоит оставлять без пристального государственного внимания и контроля.
Впервые законопроект о лотереях заходил в парламент еще в 2007 году. Но тогда депутаты, подумав и полистав законопроект, вернули его в правительство.
Нынешний документ, если верить старожилу парламента Рауану Шаекину, от предшественника отличается только одним - классификацией лотерей. Авторы законопроекта “раскидали” лотереи по трем видам: мгновенная (когда результат можно узнать сразу после покупки билета), тиражная и “Бинго”.
Другой депутат Мухтар Тиникеев посчитал, что весь документ - не более чем попытка “подмять” весь лотерейный бизнес под одну организацию: уж больно жесткие квалификационные требования хотят предъявить к компаниям, которые занимаются этим бизнесом. Например, стаж работы в этой сфере - не менее 10 лет. Айгуль Соловьева тоже считает, что нынешний закон ничего толком не регулирует, а нужен он единственно затем, “чтобы создать национального оператора”. То есть поделить деньги из бюджета на очередное АО, в которое потом посадить “своих” на квазигосударственные зарплаты.
Представлявший документ глава Агентства по делам спорта и физической культуры Ерлан Кожагапанов не скрывал: да, закон нужен в том числе для введения института национального оператора лотерей. Но долго пытался внушить присутствующим, что помимо этого законопроект нужен как воздух: мол, сегодня много случаев мошенничества, которые полиция и трактовать-то как не знает, и что народ, увидев “заботу” государства, ринется покорять просторы лотерей. И что средства, поступающие от лотерей, будут направляться на развитие детско-юношеского спорта (при этом Кожагапанов неоднократно кивал на опыт СССР и Великобритании, которая часть расходов на проведение Олимпиады компенсировала продажей лотерейных билетов). “Рынок лотерей у нас спящий, как был 10 лет назад, так и сейчас”, - заявил Кожагапанов.
Но то ли глава агентства был не убедителен, то ли парламентарии оказались “зубастее”, но понимания в зале так и не нашлось.
Хотя международный опыт показывает, что в частные руки лотерейный бизнес отдан далеко не везде. В США, например, хотя лотерейные розыгрыши проводят частные компании, конкурс на проведение таких лотерей проводит государство. Бывает, что государство владеет единственной лотерейной лицензией, но организатора выбирает на открытом конкурсе. Например, знаменитую государственную “Национальную лотерею Великобритании” организует частная компания “Камелот”, получившая лицензию на 15 лет (к слову, принадлежит она канадскому Пенсионному фонду учителей Онтарио).
Причина такого “огосударствления” лотерейного бизнеса проста - там крутятся слишком большие деньги. В среднем в мире ежегодно реализуется лотерейных билетов более чем на 160 миллиардов долларов. А годовой оборот лотерейного бизнеса составляет в США около 30 миллиардов, в Китае - около 15 миллиардов, Германии - 6 миллиардов, в Японии - 8 миллиардов долларов. В Испании и Италии, где все лотереи государственные, - 6,53 и 6,5 миллиарда долларов соответственно.
При этом доход государства от такого бизнеса составляет почти половину. Так, доход от “Национальной лотереи Великобритании” (схемы практически идентичны везде) делится так: 50 процентов сборов - призовой фонд, 27 процентов - отчисление в Олимпийский фонд, 12 процентов - государственный налог, 5 процентов - комиссия продавцов билетов, 2 процента - обслуживание системы и связи, 3 процента - операционные расходы. Прибыль организатора лотереи - всего 1 процент.
А вот что у нас: “5 миллиардов тенге у нас был суммарный оборот от проведения лотерейной деятельности, получается, что заплатили они (компании, занимающиеся проведением лотерей. - “НП”) 500 миллионов налогов, заработали, наверное, около двух миллиардов прибыли. Так как половина была на выплату призового фонда”, - сообщил Ерлан Кожагапанов.
Возвращаясь к идее создания национального оператора лотерей, глава агентства, впрочем, так и не смог сформулировать, по какому образцу он будет создан: по британской схеме или все же по американской. Но заявил, что с момента создания такого оператора интерес казахстанцев к лотерее подскочит аж на 30 процентов в год. (В мире рост рынка лотерей в среднем составляет 10 процентов.) Депутаты, естественно, поинтересовались: а как поднимать-то будете? Мол, опять бюджетников заставят покупать лотерейные билеты, чтобы статистику поднять? “Вместо заработной платы частично?” - опасается Меруерт Казбекова. Впрочем, “в Казахстане у нас менталитет не такой, чтобы играть в игры с государством”, считает Рауан Шаекин.
Астана |