|
Юлиана Жихорь
Вчера в Астане произошло историческое событие - открылась первая Международная выставка автомобильного транспорта Astana International Auto Salon-2013 (AIAS-2013). Теперь Казахстан может заявлять о себе не только как страна-автопроизводитель (хотя бы на уровне крупноузловой сборки), но и как страна, где могут презентовать новые авто
Новинкой салона стал абсолютно экологичный и бесшумный инновационный электромобиль - i-MiEV (MITSUBISHI Innovative Electric Vehicle). Впрочем, официальная презентация - только для Казахстана. Сам автомобиль существует уже несколько лет: продажи i-Miev в Японии для ограниченного числа покупателей стартовали в июле 2009 года, а 1 апреля 2010 года начались публичные продажи. В Европе продажи стартовали в декабре 2010 года.
Что касается нашей страны, то, судя по словам первого вице-министра индустрии и новых технологий Альберта Рау, правительство нацелилось активно развивать электроавтопром в стране. (Видимо, в привязке к ЭКСПО-2017, где основная тема - “зеленая” экономика.) Правда, пока на уровне импорта. О производстве собственных электромобилей “еще рано говорить”: “Давайте мы освоим традиционные модели, то есть все должно идти эволюционным путем. согласитесь, мы с вами идем эволюционным путем. Мы буквально за несколько лет - 2-3 года - переходим от отверточной сборки к полноценному производству, и, я думаю, все впереди, в том числе главная мечта любой страны - это отечественная модель, все равно когда-то это будет. Но какая она будет, сегодня очень трудно прогнозировать, поскольку все очень стремительно развивается, и вполне можно допускать, что, возможно, чисто казахстанским автомобилем будет как раз что-то из этой серии”.
И, кстати, по словам Рау, правительство рассматривает перспективу отмены таможенных пошлин на электрокары. “Это наша позиция, мы ее разделяем вместе с Министерством охраны окружающей среды. Надо делать или минимальную, или полностью освободить от таможенной пошлины электромобили и, возможно, даже какую-то пониженную пошлину для гибридных машин. Чтобы как-то все-таки стимулировать создание инфраструктуры, потому что без инфраструктуры, как вы понимаете, такого автомобиля тоже не может быть”.
Идея, конечно, хорошая. Но правительству придется решать сложную дилемму: стимулировать интерес населения к гибридным или электрическим двигателям при одновременном развитии автоэлектроинфраструктуры и ликвидировать всевозрастающий дефицит электроэнергии в стране. И, скорее всего, решить этот вопрос вряд ли успеют до 2017 года - для компенсации дефицита электричества необходимо построить новые электростанции. А это процесс долгий.
Пока же астанчане с удовольствием осматривали более привычные авто, представленные на выставке. А также имели возможность провести тест-драйв на многих моделях. (К слову, первый тест-драйв выпал на долю Альберта Рау: он протестировал тот самый новый электрокар i-MiEV. И, выйдя из него, заявил, что его впечатления “ну примерно, когда первый раз сел за “ГАЗ-51”, по-моему”. Мол, “необычно же, это же историческое событие, что-то эпохальное, я это хотел сказать”.)
Остальным же гостям были предложены для “практических занятий” менее экзотические модели: машины из Германии, Японии, Чехии, США, России, Кореи и Казахстана, тренды и новинки от мировых автопроизводителей. Как собранные “у них”, так и отечественной сборки.
Понравившиеся авто гости выставки могли приобрести прямо на месте при условии “отогнать машину после окончания салона”. Сам же автосалон продлится до вечера пятницы.
Астана |