|
Юлиана Жихорь
Сага под названием “новый Налоговый кодекс” продолжает будоражить парламент. Теперь мажилисмены считают, что правительство чересчур увлеклось перениманием западного опыта в налогообложении, не учитывая уровень доходов собственного населения
Круглый стол, на котором обсуждались поправки в налоговое законодательство, больше походил на встречу “у барьера”. В маленький зал, где проходила встреча, жаждущих послушать слова министра экономики и бюджетного планирования набилось, как сельдей в бочку. Депутаты пикировали с министром, которому, судя по всему, только должность не позволяла ответить парламентариям тем же. Впрочем, время от времени глава Минэкономики пускался в пространные рассуждения, суть которых сводилась к тому, что депутаты таки правы, и все их замечания правительство учтет. В будущем.
Так, Ерболат Досаев признал, что ставки, предложенные для роста налогов, будут пересматриваться.
Подтолкнула его к такому заявлению пламенная негодующая речь мажилисвумен Меруерт Казбековой, которая возмущалась оригинальной трактовкой министерством понятия “роскошь”. Она посмотрела в словаре Ожегова значение термина “роскошь”: “Это излишество в комфорте и удовольствии”. Однако, по ее мнению, квартиры площадью более 150 квадратных метров, приобретенные во времена ипотечного бума, - не роскошь, а наказание гражданам.
“Я не думаю, что это роскошь и излишество в комфорте, потому что люди в основном брали эти квартиры в ипотеку. То есть они уже заплатили определенную сумму”, - заявила она. К тому же, по ее мнению, следует привязывать налоговую ставку не к квадратуре, а к стоимости недвижимости.
Точно так же и с автомашинами. “Почему вы считаете по объему двигателя? Объем двигателя - это мощность. Мощность не является предметом роскоши. Вы приводите пример Германии, Бельгии, но у них дороги другие. И у них можно ездить на малолитражках объемом два литра. У нас это невозможно сделать. У нас люди ездят на 3,5-4 (кубических литра. -
“НП”) не от хорошей жизни”. Мол, в сугробах и по бездорожью малолитражки не пройдут. Итог таков же, как и с квартирами: “Налог на роскошь нужен на машины дорогостоящие, независимо от того, какой у них объем двигателя. Это должно быть больше 100-150 тысяч долларов”.
Такие расчеты и намеки на цены министра не смутили. Он привел другие цифры. По его словам, 80 процентов внедорожников сегодня зарегистрированы и ездят в городах. И лишь 20 процентов - в селе по бездорожью. И вообще, как заявил министр, 4 литра - это люкс.
Что касается квартир, то, как сообщил министр, коэффициент повышения налога не изменится. А вот порог для повышения - цифра изменяемая: “Я понимаю всех, кто брал ипотеки. Мы получили ваши предложения. Мы их сейчас внимательно изучаем. Буквально на следующей неделе придем и доложим, в каких вещах правительство готово рассмотреть и пересмотреть те или иные позиции, связанные с этим вопросом”.
По словам Досаева, изначальные предложения, с которыми принесли проект налоговых поправок, - “это было наше базовое видение”. Мол, вы, депутаты, все, как надо, поправите.
Депутаты и начали поправлять.
Народный коммунист Турсунбек Омурзаков подсчитал, что в Казахстане уровень предлагаемых налогов несравнимо высок в соотношении к уровню заработных плат. “Если сравнить средний уровень заработной платы и налоги к тем же автомобилям, которые имеют более четырех кубометров в цивилизованных странах, которые вы приводите, то, например, в Великобритании к уровню зарплаты они составляют 9 процентов. В Германии - 15 процентов, в Японии - 22 процента, в Казахстане же - 109 процентов, если мы примем вот это! То есть мы казахстанцев обложим налогом на автомобили с такими кубами по сравнению с Великобританией в 12 раз больше, по сравнению с Германией - в 7 раз, по сравнению с Японией - в 5 раз. Это ваши предложения для улучшения нашей жизни!” - возмутился депутат.
На что министр на “голубом глазу” сообщил, что-де у нас в стране налоговая нагрузка в 4-5 раз меньше, чем в развитых странах.
Было еще много вопросов и об акцизах на алкоголь и табак, о перспективе появления “серого рынка” и о несоответствии (несмотря на повышение ставки акцизов) с уровнем аналогичных налогов в странах-соседях.
После долгих споров обе стороны разошлись: депутаты - корректировать правительственные налоговые таблицы, министр - искать в тех же таблицах компромиссный для депутатов вариант.
Астана |