|
Анна Шелепова
На прошлой неделе корреспондент “НП” в качестве пассажира обычного рейсового автобуса отправился на Иссык-Куль. Целью служебной командировки было выяснить причину многочасовых заторов на пограничном посту “Карасу”.
Предстояло на месте разобраться, кто отвечает за то, что отпускники, часто отправляющиеся на отдых вместе с детьми, тратят на прохождение границы в каждую сторону по 4-5 часов?
В прошлом номере “НП” мы говорили, что, по некоторым данным, каждое лето от пяти до восьми тысяч официально зарегистрированных алматинцев уезжают на Иссык-Куль. Но это лишь те люди, которые пришли в турфирмы и купили путевки. Реальные цифры совсем иные. За сутки через пост на въезд и выезд проходят около 50-60 автобусов; в среднем по 50 человек в каждом, то есть 2 тысячи 500 туристов. Прибавьте к этому числу людей, которые едут на своих автомобилях, водителей фургонов и даже тех, кто по старинке пересекает границу на телегах, запряженных ишаками...
Всего в этом направлении существует четыре поста (“Кордай”, “Карасу”, “Сортобе” и “Аухатты”), через которые можно попасть на иссык-кульскую трассу. Однако водители всех автобусов из Алматы едут исключительно на “Карасу”. Объясняют это тем, что на “Сортобе” и “Аухатты” невероятно разбитые дороги. Они в ямах и колдобинах, и добраться по ним до трассы практически невозможно.
А расстояние до “Кордая” дольше примерно на 30 километров, и никто им не компенсирует расходы на дополнительную солярку (в случае, если они предпочтут поехать на дальний пункт, чем стоять в многочасовых пробках на “Карасу”).
Если верить водителям туристических пассажирских автобусов, существует еще одна не менее острая проблема. Она не касается тех, кто ездит на Иссык-Куль на легковых авто. А напрямую относится к водителям туристических автобусов. По их словам, на пункте пропуска с них вымогают деньги за талон прохождения государственного контроля.
В этом талоне должно стоять пять печатей - таможенного контроля, транспортного, фитосанитарного, карантинного и пограничного. Без талона с печатями автобус проехать через границу не может. Но, если верить водителям, за печать в кабинете каждой службы вымогают, кто сколько сможет. Средний тариф - одна печать - тысяча тенге.
Водители не хотят платить из своего кармана, они связываются с руководством турфирм, объясняют ситуацию, и пока они заручаются поддержкой руководства, что по приезде им вернут так называемые непредвиденные расходы, автобусы стоят... В итоге, пока решаются все эти вопросы с каждой службой, страдают туристы.
Как объясняют водители, этот талон нужен на случай, если автобус следует маршрутом из Казахстана через Кыргызстан, к примеру, в Узбекистан. Уже в третьей стране с водителей могут потребовать предъявить талон, чтобы удостовериться, что автобус в технически исправном состоянии и пр. Но, если автобус идет по маршруту Казахстан - Кыргызстан, талон никто не проверяет, то есть в случае с туристическими автобусами, по словам водителей, он придуман как инструмент вымогания денег.
На границе нам удалось встретиться с
начальником отдела главного управления пограничного контроля пограничной службы КНБ РК, полковником Андреем Ивановым. Полковник был специально отправлен на границу из столицы, чтобы лично разобраться с проблемами на посту. Вот как прокомментировал ситуацию А. Иванов:
- К нам в управление поступают жалобы на заторы от пассажиров. По каждому случаю мы высылаем специальную группу на границу. По каждой жалобе проводим расследование.
Пробки и заторы на пропускном пункте “Карасу” - наша головная боль. Контролер за ночь оформляет сотни человек. По технологии, на оформление пассажиров с одного автобуса (до 50 человек) уходит 20 минут. Вот теперь посчитайте - три автобуса - час, шесть автобусов - два часа, девять автобусов - три часа. Приезжает четвертый - пассажиры начинают жаловаться - кому понравится стоять четыре часа на границе? А автобусы приезжают одновременно, получаются заторы. Пассажирские автобусы в основном идут ночью, пик приходится на три-четыре часа.
- Андрей Аркадьевич, почему те же автобусы кыргызские пограничники проверяют за пять минут?
- Они не проверяют пассажиров через компьютеры.
- Какой вы видите выход из ситуации?
- Надо дифференцировать потоки. Чтобы, как это было год назад, на трассе стояли сотрудники дорожной полиции и распределяли автобусы. Два - на “Кордай”, два - на “Карасу”. Кроме того, надо решать вопрос с туристическими организациями, чтобы в договорах транспортные компании указывали маршрут как через “Кордай”, так и через “Карасу” в равных пропорциях.
- А вы не пытались обустроить “Карасу” дополнительными кабинками, чтобы потоки туристов проходили быстрее?
- Все, что от нас зависит, мы сделали. Увеличили количество людей. Прежде смена была из 14 человек, теперь - из 24. А за строительство и обустройство на границе отвечает Министерство транспорта и коммуникаций. Этот вопрос нужно решать с ними.
А вот мнение сотрудников таможенного поста “Кордай”. Инспектор, назвавший себя Еркеном, пояснил, что существуют установленные правила, по которым водители обязаны проходить проверку всех служб, и те пробки, которые сейчас на границе, не самые страшные. На таможенно-переходном пункте “Хоргос” грузовики, автобусы и легковые автомобили стоят в четыре ряда.
Глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова еще три месяца назад отправила письмо в главное управление пограничного контроля пограничной службы. От имени ассоциации Р.Шайкенова просила обратить внимание на проблему на границе.
На прошлой неделе за подписью командира войсковой части Дауренбаева пришел официальный ответ. Мы цитируем некоторые выдержки из ответа:
“Поясняю, что в настоящее время основной поток граждан Казахстана, выезжающих в Кыргызскую Республику на отдых, следует через пункт пропуска “Карасу” в 20 километрах от центрального пункта пропуска “Кордай”. Водители туристских фирм для собственного удобства избрали маршрут Алматы - пункт пропуска “Карасу” - Иссык-Куль (путь сокращается до 50 километров в одно направление), тогда как есть альтернативный вариант Алматы - пункт пропуска “Кордай” - Иссык-Куль.
Пункт пропуска “Кордай” располагает более развитой инфраструктурой, пограничный и таможенный контроль осуществляется по принципу “единой остановки”.
В пункте пропуска “Карасу” дорога не заасфальтирована, что создает неблагоприятные условия как для лиц, пересекающих границу, так и для военнослужащих (то есть пыль, слабое освещение, не созданы условия для граждан, ожидающих свою очередь).
...Документом, подтверждающим прохождение контроля в пункте пропуска, является талон прохождения государственного контроля, заполненный должностными лицами органов контроля после проведения ими соответствующих процедур.
Талон заполняется в соответствии с сопроводительными документами на груз и автотранспортное средство и не должен противоречить его фактическим данным: маршруту следования и массе перевозимого груза, а также регистрационному номеру автотранспортного средства.
В пункте пропуска “Кордай” все автобусы пропускаются через границу по указанной выше схеме, что не приветствуется водителями автобусов, в том числе сотрудниками туристских фирм. Во избежание проверки всех контролирующих органов водители автобусов избирают маршрутом движения через пункт пропуска “Карасу”, в котором таможенные органы осуществляют пропуск автобусов без выдачи талонов государственного контроля в связи с неприспособленностью пункта пропуска “Карасу” требуемым стандартам.
Все автобусы, следующие из Алматы на Иссык-Куль, прибывают к границе с Кыргызской Республикой, к пункту пропуска “Карасу”, начиная с 23:00 до 04:00 часов; также автобусы с Иссык-Куля в Алматы прибывают к границе в то же самое время, создается пробка. Хотя в этот же промежуток времени в пункте пропуска “Кордай” потока транспортных средств нет”.
По мнению пограничников, решить наболевший вопрос можно, если при отправке автобусов указывать водителям конкретный маршрут следования, уточнять пункт пропуска, через который они должны следовать. Они рекомендуют пересекать границу через пункт пропуска “Кордай”, так как он более комфортабелен, лучше обустроен, на этом пункте больше компьютеров для регистрации, соответственно пропускная способность намного выше, чем в пункте пропуска “Карасу”.
Понятно, что пик заторов приходится на ночь. Как объясняют представители туристических компаний, днем туристы сами отказываются ехать на Иссык-Куль из-за жары, а лишь 10 процентов из всех “пассажирских колес” оборудованы кондиционерами. Кроме того, при включении кондиционера на 30 процентов увеличивается расход топлива, а это значит, что цена билета опять может возрасти.
Еще одна причина, по которой автобусы не могут выезжать днем, - в Алматы слишком загружены улицы, и из города автобус будет выезжать еще около двух часов по пробкам. А это значит, что опять теряется время. В силу этих и прочих причин отправлять туристов приходится ночью.
Возможно ли обязать туристические и транспортные компании перераспределять транспортные потоки?
Вероятно придется поднять цену на билеты, чтобы компенсировать расходы до более далекого пропускного пункта. Но, думается, что каждый турист предпочтет переплатить сто тенге, чем стоять пять часов в пробке.
Возникает и другой резонный вопрос: насколько необходим талон прохождения государственного контроля для тех, кто отправляется на Иссык-Куль? Возможно, если упростить процедуру прохождения границы, не будет проблем и с заторами.
По итогам поездки мы еще раз встретились с г-жой Шайкеновой и представителями туроператоров. Пришли к единому выводу, который бы хотели донести и до контрольных служб. Возможно, проблему удалось бы решить, если для пассажирских автобусов создали бы так называемый “зеленый коридор”. Под этим понятием в КТА подразумевают сделать отдельную полосу для автобусов. Не исключено, стоит и вовсе отменить талон, поскольку автобус не едет в третью страну и изначально еще в Алматы делают специальный список имен пассажиров и номеров их удостоверений личности для пограничников. Этот список можно было бы отдавать в руки пограничникам, чтобы они вносили данные в компьютер, а туристов отправлять на отдых, не мучая на границе. |