|
Юлиана Жихорь
Казахстан в 18-й раз празднует День Конституции - день, когда на общенациональном референдуме приняли Основной закон страны. За прошедшие годы документ не раз видоизменяли и дополняли. Но суть его, с перечнем прав и свобод граждан, осталась неизменной. А вот конкретизация хода реализации этих прав и свобод подвергалась корректировкам
Нынешняя Конституция - пятая в истории Казахстана и вторая в истории суверенной Республики Казахстан. Первый главный документ был принят постановлением ЦИК Казахской АССР 18 февраля 1926 года и закрепил положение Казахстана как равноправной республики в составе РСФСР. Согласно документу, были определены форма правления, государственное устройство, политический режим, структура органов государственной власти и т.п. Все в рамках общесоюзной Конституции.
В 1937 и 1978 годах тексты Основного закона республики обновили. В первом случае определили, что КазССР суверенна в рамках Союза, закреплена неизменность территории по воле Москвы (без согласия КазССР). И, что самое главное, определили права и обязанности граждан: на труд, на отдых, на обеспечение в старости и болезни, на охрану здоровья. Были и общедемократические нормы: гарантии свободы слова, митингов и пикетов, частной собственности, тайна переписки и даже “право убежища иностранным гражданам”.
Третья наша Конституция (вслед за Конституцией СССР) разделила народ на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Республикой же управляла Коммунистическая партия Казахской ССР, экономика базировалась на государственной, кооперативно-колхозной и профсоюзной и иных общественных организациях собственности.
Первые два года суверенитета Казахстан существовал со старой, советской Конституцией. Впрочем, в нее внесли целый ряд поправок: о суверенитете, о наличии в республике президента (как главы исполнительной и распорядительной власти), об отмене Советов народных депутатов, о гражданстве. В общем, все, что отличает суверенную страну от части федерации.
В 1993 приняли новый главный документ страны, где в основном тексте, а не в виде поправок были отражены независимость государства и его политико-экономическая структура. Так, зафиксировали статус казахского языка как государственного, республика стала президентской, экономика - рыночной. Но вопросов вокруг полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти осталось много - Конституцией разделение этих властных полей не было зафиксировано. Равно как не определены форма собственности на землю и вопрос возможности двойного гражданства.
Последний (на сегодня) текст Конституции приняли всенародным референдумом 30 августа 1995 года. По данным статистики, в обсуждении проекта документа приняли участие более 3 миллионов граждан (около трети электорального поля страны). За время обсуждения внесли более тысячи дополнений и корректировок.
Но все же Конституция не осталась незыблемой.
За время существования поправки в нее вносили трижды. Первый раз уже в 1998 году, когда парламент стал двухпалатным. Тогда же впервые заложили понятие партсписков - по ним избирались 10 депутатов мажилиса.
Самые крупные изменения внесли в 2007 году. Тогда увеличилась численность парламента с одновременным переходом на избрание депутатов исключительно по партспискам. Этими же поправками Ассамблею народа Казахстана наделили конституционным статусом и дали возможность делегировать своих членов в мажилис и сенат.
В том же году парламент стал де-юре формировать правительство: им утверждается кандидатура премьер-министра, предложенная президентом и обсужденная им накануне с партфракциями.
Последний пакет поправок в Конституцию вносили совсем недавно - в феврале 2011 года. Часть из них, как, например, статус Елбасы для первого президента страны, была принята. А часть, наверное, самая скандальная из всех поправок в Конституцию - была отвергнута Конституционным судом. Касались они внеочередных выборов президента страны.
Парламент принял документ, предусматривающий проведение референдума по продлению полномочий действующего президента страны Нурсултана Назарбаева без выборов до декабря 2020 года. Причем депутаты проголосовали за эти нормы единогласно.
Интересно, что идея провести референдум не была поддержана собственно президентом - буквально накануне голосования в парламенте Назарбаев отклонил предложение парламента республики о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан по продлению полномочий действующего президента без всенародных выборов до 2020 года. Позднее Назарбаев отказался подписывать парламентские поправки, отправив обновленную Конституцию в Конституционный суд на “анализ”. В ходе которого и выяснилось, что “норма, предусматривающая продление полномочий президента, изложена некорректно”: “Из пункта 1 закона не усматривается, на какой срок могут быть продлены президентские полномочия первого президента Республики Казахстан, Елбасы. Не ясно, будет ли такое продление носить разовый или неоднократный характер, либо предполагается полный отказ от выборов главы государств”. И, соответственно, норму не приняли.
В целом, за 18 лет три этапа корректировок в Конституцию - не так много. Но, как считают сами парламентарии, и немало. Главное, говорили они не раз, чтобы незыблемыми оставались основные демократические нормы. А все “нюансы” необходимо корректировать в соответствии “с текущей обстановкой”.
Астана |